Общество, 11 июл 2008, 18:54

Российская мультипликация страдает от нехватки талантов

Кассовые сборы анимации составляют одну десятую часть российского бокс-офиса (или 56 млн долларов по итогам 2007г.). По разным оценкам, на мультипликационные фильмы приходится 10-15% прокатного времени, и так как их выпускают в разы меньше, чем фильмы игровые, качественная мультипликация всегда более конкурентоспособна, уверены аналитики.
Читать в полной версии

Однако большинство мультфильмов российского производства оказываются убыточными, причем уже не первый год.

"Рынок полнометражных анимационных фильмов в России только формируется, – объясняет в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" гендиректор продюсерского центра "Эра водолея" Дмитрий Писаревский. – К сожалению, этот рынок формируется слишком активно. И так как денег сегодня в анимации более чем достаточно, проектов запускается столько, что не хватает специалистов для их реализации".

Ввиду отсутствия советской школы полного метра в анимации ("Остров сокровищ" – исключение), продюсеры, режиссеры-аниматоры и прокатчики сегодня работают, по сути, на руинах короткометражной мультипликации. Между тем российский зритель уже не первый год предпочитает (судя по сборам) голливудского "Шрека" былинным героям Древней Руси.

Но даже относительные успехи наших богатырей обусловлены скорее зрительской ностальгией, чем качеством этих мультфильмов. "Алеша Попович" (2004г.) не окупился совсем, но на тот момент он стал прорывным, – говорит режиссер-аниматор студии "Мельница" Константин Бронзит. – Даже такие сборы до этого не собирал ни один российский анимационный фильм. Возникло ощущение, что этот прорыв не случаен, и он определен тем, что зритель соскучился по настоящей русской тематике".

"Такие мультфильмы, которые в России собирают крохи, в США просто не дошли бы до проката", – отрезает Д.Писаревский. Напомним, по данным "Кинобизнес сегодня", лишь фильм 2007г. "Илья Муромец и Соловей-разбойник" может похвастаться более-менее солидным гонораром (сборы в России и СНГ 9,73 млн долларов при бюджете 2,5 млн).

Остальные анимационные былины едва окупились: "Князь Владимир" в 2006г. собрал 5,3 млн долларов при бюджете в 5 млн. "Добрыня Никитич и Змей Горыныч" в том же году заработал 3,62 млн при бюджете в 1,5 млн, "Алеша Попович и Тугарин Змей" 2004г. – 1,73 млн при затратах на производство в 1,5 млн. А вот "Бабка-ежка и другие" 2008г. провалилась, собрав лишь 0,73 млн при бюджете в 1,2 млн. "Шрек-3", для сравнения, в 2007г. стал богаче, "прокатившись" по России и СНГ более чем на 20 млн долларов.

По словам экспертов, российская анимация нуждается в большей кооперации студий с прокатчиками. Прокатчики могли бы выступить неким фильтром, уже на уровне сценария отсеивая провальные проекты. "Не зритель должен решать судьбу фильма, приходя в кинотеатр, оценить продукт, на который уже потрачено 1,5-3 млн долларов", – говорит Д.Писаревский.

Сетуют продюсеры и на трудности в привлечении западных именитых авторов. "Имея даже средства, я не могу купить сценарий того же Pixar или привлечь оттуда художников, – жалуется Д.Писаревский на условия получения удостоверения Национального фильма. – Чтобы фильм в России производился и получал согласно этому удостоверению определенные льготы (по налогообложению, по производству, по имуществу), помимо продюсера, автор сценария должен быть россиянином, режиссер должен быть россиянином, художник-постановщик, композитор и т.д. - тоже должны быть россиянами".

Как и в российском кино, в мультипликации деньги не решают всех проблем. Более того, крупный капитал в отрасли поднимает цены на труд специалистов, но при этом, к сожалению, не приводит к выходу на рынок качественных фильмов.

"Наверное, в России пока что еще не так много талантливых мультипликаторов, – говорит в заключение программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ Д.Писаревский. – Кризис отрасли – также нет достойных сценариев и в игровом кино".

"Мы приглашаем по объявлению каких-то художников, которые в состоянии проживать без нашей помощи в Петербурге, обучаем эти кадры сами, – описывает картину кадрового голода К.Бронзит. – Кто пришел, того берем. Но это не всегда здорово! В Голливуде они никого не учат. У них есть деньги, чтобы купить лучшего мультипликатора в мире. Если вы возьмете любую голливудскую студию: "Dream Works", "Walt Disney" и т.д. – это сборные команды, где можно найти украинца, американца, китайца, поляка – кого угодно. Они покупают лучшие профессиональные силы. Естественно за этим уровнем трудно угнаться".

Российской анимации не хватает прорисовщиков, кукловодов, художников-аниматоров. Им неоткуда взяться: системы подготовки таких кадров в стране не существует. Высшие режиссерские курсы студии "Шар" и курсы режиссеров-аниматоров ВГИК, пожалуй, единственные заведения, где профессионально готовят таких специалистов, и даже там количество бесплатных мест жестко ограничено. Иными словами, художники сегодня в большинстве приходят в анимацию "по объявлениям".

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах