Общество, 11 июл 2014, 18:22

Auchan откроет в московской "подземке" крохотные магазины

Французская группа Auchan специально для Москвы разрабатывает новый формат совсем крохотных магазинов площадью 100 кв. м, которые откроются в столичных подземных переходах. Немецкая Metro тоже согласилась "спуститься под землю" — для этого у нее есть формат "Фасоль", который до сих пор развивался по франчайзингу.
Читать в полной версии
Фото: РИА Новости

Меньше, чем в Париже

Из-за нехватки продуктовых магазинов в центре Москвы, чиновники предложили крупным ритейлерам открыть торговые точки в отреставрированных подземных переходах и рядом с ними. Обычно там размещались маленькие павильоны, торгующие табаком и ширпотребом. О договоренностях с Auchan и Metro в пятницу объявила заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина. Первый продуктовый магазин в формате "андеграунд-ритейл" откроется в районе метро "Курская", добавила она.

Как рассказала РБК директор по внешним коммуникациям российского Auchan Мария Курносова, город предложил попробовать сделать новый формат магазинов либо рядом с переходами, либо внутри. "Сейчас мы ждем предложений города по конкретным помещениям. Мы готовы протестировать малые магазины", — говорит Курносова.

Формат магазинов, которые попробует сделать Auchan, станет для компании самым маленьким в мире — это будут точки площадью 100 кв. м, на которых разместится до 2 тыс наименований товаров. Названия у будущих магазинов еще нет. Пока самые маленькие магазины, которые когда-либо открывала компания — парижские A2pas (в переводе с французского - "в двух шагах"), их площадь составляет от 200 до 500 кв. м.

У российского подразделения Metro C&C уже есть нужный формат — "Фасоль". "Мы договорились сделать один пилотный проект в переходе на Земляном Валу", — сообщила руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям российской Metro Оксана Токарева.

Основная специализация Metro — развитие мелкооптовых гипермаркетов, поэтому "Фасоль" специфический формат для компании. Небольшие магазины, которые открываются под этим брендом, за исключением одного пилотного в Москве, компании не принадлежат. "Фасоль" — франчайзинговая сеть, которой занимаются предприниматели, прошедшие курс в Школе торговли "Метро Кэш энд Керри". Владельцы действующих магазинов площадью 80-150 кв. м получают от Metro 5 тыс. евро на ребрендинг своей торговой точки. При необходимости франчайзер поможет им с привлечением финансирования. Магазин в переходе будет второй собственной точкой Metro этого формата.

Объем инвестиций в магазин общей площадью до 300 кв. м гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров оценивает в диапазоне от 5 до 8 млн руб. "Скорее всего, потребуется другое торговое оборудование", — отмечает эксперт.

Не всем подходит

Столичные власти пытаются заинтересовать ритейлеров "подземкой" с весны этого года. В апреле руководитель департамента торговли и услуг мэрии Алексей Немерюк заявлял, что в ходе реконструкции семи пешеходных переходов в центре Москвы образовались помещения, где можно разместить продуктовые магазины. Город предложил ритейлерам помещения размером от 100 до 300 кв. м на Смоленском бульваре, 10/1, Большой Спасской, 2, Земляном Валу, 42, улице Академика Сахарова, 12, Садовой-Черногрязской, 22, Новом Арбате, 28, Краснопресненской набережной, 14/1.

Соответствующие предложения об аренде получила и компания X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель", "Копейка"). В мэрии посчитали, что помещения в переходах подходят под ее малые форматы — "Перекресток Экспресс" и "Копейка". Менеджеры X5 продолжают осматривать площадки, которые предлагает город, пока никаких решений не принято, сообщил старший менеджер по связям с общественностью Х5 Денис Кузнецов.

Магазинов в центре города действительно не хватает. По данным Мосгорстата, на конец 2012г. в Центральном административном округе Москвы было 3813 магазинов различных форматов, торгующих продовольственными товарами. Исходя из количества москвичей, зарегистрированных в ЦАО, получается около пяти магазинов на 1 тыс. человек.

Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов отмечает, что помещения под землей вряд ли подойдут большинству сетевых игроков. Требования к продуктовым магазинам выше, чем к другим торговым объектам: там должны быть особая канализация, водопровод и вентиляция.

"Индивидуальные предприниматели представлены сейчас в этих помещениях не случайно. Им проще подстроиться под сложное техническое обеспечение этих площадей. У федеральных сетей — унифицированные стандарты, в данном случае я вижу очень жесткое несоответствие по коммуникациям и выгрузке", — говорит директор направления стрит-ритейл компании Knight Frank Виктория Камлюк.

Ставки аренды, которые сегодня встречаются в подземных переходах у станций метро – это 6-8 тыс долл за 1 кв. м в год, отмечает Камлюк. По ее мнению, при таких ставках крупные ритейлеры вряд ли согласятся работать, "адекватной была бы стоимость 1,2-2 тыс долл за 1 кв. м в год". Ранее департамент торговли и услуг обещал, что ставки будут "разумными".

Анна Левинская

Pro
Высокопроизводительный задира: как управлять токсичным топ-перформером
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Не нужно платить штрафы и пени. Какие льготы дает налоговый мониторинг
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением