Эксперты: Школьное питание угрожает здоровью детей
Однако начальник отдела департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ Валентина Березина сообщила, что в 20 регионах России с 2008г. проходит эксперимент по совершенствованию питания школьников. В ближайшее время к нему присоединятся еще более 30 регионов. Пока же в большинстве российских школьных столовых используется старое оборудование.
Эксперимент, который должен перерасти в общегосударственную программу, предполагает ремонт пищеблоков и замену всей утвари, а также введение строгих правил сбалансированного рациона с достаточным количеством витаминов и микроэлементов, двухразового горячего питания. При этом тепловая обработка пищи также должна вестись грамотно с целью сохранения полезных веществ, заверили представители ведомств.
Пока же, как отметила замдиректора департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития РФ Ольга Чумакова, во многих регионах школьное меню разрабатывается с учетом стоимости питания, а не физиологических потребностей ребенка.
Прежде всего продукты питания для детей должны быть безопасными: не содержать трансгенов, химикатов, веществ выше нормативов, а также остатков удобрений.
В этой связи Минздравсоцразвития РФ разработало основы госполитики до 2020г. в области здорового питания населения, куда большим блоком войдут вопросы питания в образовательных коллективах.
Мониторинг школьного питания продлится до конца 2011г., после чего лучший опыт модели организации питания школьников будет тиражироваться в 2012-2013гг. на другие регионы. В том числе может использоваться опыт 30 регионов по программе "школьное молоко", когда в течение дня каждому ребенку положен стакан свежего молока.
На данный момент детские столовые выглядят следующим образом: аварийное состояние производственных помещений; неудовлетворительная оснащенность пищеблоков технологическим, холодильным оборудованием и кухонным инвентарем; несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима; нарушение температурных режимов хранения продукции; неправильная тепловая и санитарная обработка продуктов, посуды и инвентаря; отсутствие медицинских осмотров и непрохождение гигиенической аттестации персоналом пищеблоков; неудовлетворительные показатели лабораторно-инструментальных исследований; недостаточное количество числа посадочных мест в столовых и др.
По данным Минобрнауки, в РФ насчитывается более 60 тыс. общеобразовательных учреждений. Более 85% школ, включая школьные пищеблоки, были построены и введены в эксплуатацию до 1980г. По оценке специалистов комплексного оснащения предприятий питания, материальный износ технологического оборудования в школьных пищеблоках составляет от 85% до 95%.
По данным Роспотребнадзора РФ, в образовательных учреждениях Российской Федерации питание учащихся организовано в 54% столовых, работающих на сырье, 15,2% - столовых, работающих на полуфабрикатах, 9% - в буфетах - раздаточных, 10% - в буфетах, 12% - пищеблоки отсутствуют.
Согласно данным Российской Академии медицинских наук (РАМН), было установлено, что неправильное или неполноценное горячее питание детей и подростков было отмечено как основной и самый мощный разрушающий здоровье фактор. Заболевание органов пищеварения среди школьников стоит на втором месте после заболевания органов дыхания.
Результаты широкого эпидемиологического мониторинга состояния здоровья школьников позволяют сделать вывод о том, что сегодня две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, до 80% выпускников школ из-за этого получают ограничения в выборе профессии.
Установлено, что одной из причин возникновения различных "школьных" болезней (задержка роста, анемия, кариес, болезни желудочно-кишечного тракта) более чем у 30% от общей численности детей является неудовлетворительное качество питания, организованного в школе. Основным заболеванием, по которому российские юноши освобождаются от военной службы, является также недостаточность питания - 26,3%.
Надежда Геращенко.