Под проверки таможенников попали 700 магазинов электроники DNS
Российская таможня проводит проверку ввоза электроники по всей России — в Иркутской, Екатеринбургской, Московской, Владимирской, Тульской, Самарской, Новосибирской, Ростовской областях, Хабаровском крае и Татарстане. Это внеплановое мероприятие, и раньше проверок такого масштаба ФТС не проводила, заявил представитель службы РБК. Согласно заявлению на сайте службы, проверки организовало главное управление таможенного контроля после выпуска товаров ФТС совместно с Главным управлением по борьбе с контрабандой ФТС.
Цель проверок — «пресечение каналов нелегального ввоза товаров, выявление схем уклонения от уплаты в бюджет таможенных и налоговых платежей, а также защита интересов российских потребителей». Причина проверок — подозрения в «недостоверном декларировании и недекларировании» компьютерной техники при ввозе ее в страну, подтвердил представитель ФТС. По его словам, таможенники обнаружили 2,2 млн подозрительных компьютеров и других цифровых устройств на складах по всей России. Это много: по данным МТС, в России за второй квартал было продано 1,7 млн планшетов.
Собеседник РБК отмечает, что те склады, на которых сейчас проверяют товары, являются зоной таможенного контроля и вывозить оттуда продукцию можно, только предъявив все подтверждающие документы. По его словам, итоги проверки ФТС подведет в сентябре.
Представители крупных российских розничных сетей рассказали, что таможня проверяет поставки для магазинов DNS — крупнейшей сети по продаже компьютерной техники в России. Представитель ФТС это подтверждает. В сеть DNS входят больше 700 магазинов, ее основали жители Владивостока. Директор по развитию бизнеса DNS Константин Богданенко отказался отвечать на вопросы РБК, сославшись на позднее время — во Владивостоке на момент звонка было полпервого ночи.
В группу DNS, согласно данным СПАРК, входят несколько десятков компаний с аббревиатурой ДНC в названии, которыми владеют несколько менеджеров группы. Это подтверждал газете «Ведомости» гендиректор Компьютерного центра ДНС Дмитрий Алексеев, один из совладельцев. Журналу Forbes он рассказывал, что сейчас у компании девять собственники, которые работают вместе уже 20 лет; компанию назвали по аббревиатуре Digital Network Systems. Выручка DNS за 2013 год составила, по данным Forbes, 130 млрд руб. Кроме того, DNS — крупнейший российский сборщик ПК: по оценкам IDC, компания отгрузила за второй квартал почти 63 тыс. настольных компьютеров и 70 тыс. ноутбуков — это шестое место в топе производителей после китайской Lenovo, тайваньских Asus и Acer и американских HP и Dell.
Таможня проверяет не только склады DNS, но и других крупных российских компьютерных компаний — Merlion (владеет сетью магазинов «Позитроника») и Ulmart, рассказывает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его словам, повторяется история с «Эльдорадо», которое налоговики заставили доплатить налоги за контрабанду электроники. Представитель ФТС это не подтвердил. В Merlion и Ulmart не ответили на вопросы РБК.
Григорий Набережнов, Ирина Юзбекова, Роман Дорохов
Как проверяли электронику
Лето 2005 года
Управление «К» МВД арестовало склад крупнейшего в то время сборщика персональных компьютеров в России, компании K-Systems, по подозрению в контрабанде. Под арест попали товары общей стоимостью на $2 млн. Гендиректор K-Systems Эдуард Воронецкий рассказывал тогда «Ведомостям», что сотрудники управления «К» решили выявить источники поступления контрабанды, а к нему пришли потому, что его компания лидировала на рынке. Воронецкий ожидал, что позже милиция проверит и его конкурентов. И действительно, в декабре 2005 года управление «К» объявило, что провело обыски еще на четырех складах, принадлежавших фирмам-импортерам, и изъяло на $7 млн контрабанду — компьютерные комплектующие. В K-Systems же ответили на вопросы следователей, и арест со склада компании был снят. После этой истории совладелец компании Георгий Генс продал свою долю второму совладельцу, Воронецкому.
Август 2005 года
С середины августа 2005 года МВД проводило масштабную операцию по борьбе с контрабандой мобильных телефонов: силовики не поверили, что при годовых продажах телефонов на $3,7 млрд и задекларированных «на несколько десятков миллионов» устройствах все остальное ввезено с соблюдением закона. В ходе акции в последних числах августа СК при МВД арестовал 55-тонный груз, в котором было 200 тыс. сотовых телефонов. Мобильники предназначались для продажи в магазинах крупных сетей — «Евросети», Dixis, «Беталинк», «Ультра Стар». Позднее были проведены обыски в офисах и на складах крупных дилеров. В 2008 году по этому делу (ст. 174.1, 188 и 210 — создание преступного сообщества, контрабанда, отмывание денег) в Следственный комитет вызывали основателя «Евросети» Евгения Чичваркина. Правоохранительные органы записали в число обвиняемых сотрудников компаний «Евросеть опт» и УК «Евросеть», «Беталинк», «Диксис-трейдинг», «Ультрастар» и «Северен». Изъятые телефоны компаниям так и не вернули, и из-за долгов позднее обанкротились«Беталинк», «Диксис-трейдинг» и «Северен» («Ультрастар» еще в 2006 году был куплен «Евросетью»).
Апрель 2006 года
Весной 2006 года происхождение продукции в салонах сети «Евросеть» вновь стало предметом интереса со стороны правоохранительных органов. На российской таможне была арестована партия (167,6 тыс.) мобильных телефонов Motorola. Убытки сети оценивались в $19 млн, однако компания утверждала, что убытки, связанные с конфискацией груза, лягут на Motorola. ФГУП «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» (ЦИТиС) провел экспертизу телефонов Motorola C115 и признал их вредными для здоровья. Управление «К» отрапортовало об уничтожении 50 тыс. C115, однако в октябре московская прокуратура возбудила уголовное дело о хищении части якобы уничтоженных телефонов — часть из них появилась в продаже. В августе 2006 года дело было закрыто.
Март 2008 года
С 2006 года Федеральная налоговая служба проверяла хозяйственную деятельность компании «Эльдорадо». ФНС подозревала компанию в торговле серым импортом товаров при участии длинных цепочек посредников. В августе 2008 года Федеральная налоговая служба (ФНС) России определила размер налоговых претензий к «Эльдорадо» — 15 млрд руб. Одновременно банки-кредиторы компании потребовали досрочного погашения кредитов на сумму $400 млн, а поставщики прекратили поставлять товар. Так началась история поглощения «Эльдорадо» чешской группой PPF. Сначала холдинг предоставил «Эльдорадо» заем в $500 млн, в сентябре 2008 года основатель сети бытовой техники Игорь Яковлев продал PPF 39% акций, а к 2011 году чешская группа выкупила у него остальные акции за $250 млн
Анна Левинская Роман Дорохов