Общество, 11 авг 2015, 00:25

Lada вместо Peugeot

Читать в полной версии
Фото: ТАСС

За июль 2015 года в России было продано около 131 тыс. новых автомобилей, что примерно на 6,5% меньше, чем в предыдущем месяце, и на 27,5% меньше, чем в июле 2014 года.

По итогам июля 2015 года в России возобновилось падение продаж новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV). Если за первый месяц нынешнего лета в стране было продано около 140 тыс. машин (в мае продажи составили около 126 тыс.), то за второй — только 131 тыс., или примерно на 6,5% меньше, следует из статистики Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Аналитик ВТБ Владимир Беспалов отмечает, что июльский спад продаж по сравнению с предыдущими месяцами объясняется традиционным сезонным фактором, в августе количество проданных машин еще сократится.

Рынок сократился

В годовом исчислении темпы падения продаж несколько замедлились. Если в марте 2015 года авторынок сократился в годовом исчислении на 42,5%, в апреле — на 41,5%, в мае — на 37,7%, а в июне — на 29,7%, то в июле — лишь на 27,5%. Однако главной причиной замедления темпов нынешнего падения продаж в АЕБ называют резкое снижение спроса на машины, случившееся в прошлом году.

«После суммарной потери 36% объема в первой половине года результат июля с минусом 27,5% выглядит почти как хорошая новость. На самом деле то, что мы видим, — это результат низкой базы в соответствующий период прошлого года. Фундаментальное поведение автомобильного рынка продолжает разочаровывать, даже несмотря на то что это происходит в условиях неустойчивой экономики и снижающихся доходов потребителей», — отмечает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

По его словам, меры государственной поддержки помогли предотвратить еще большее падение автопродаж, однако, для того чтобы «развернуть тренд в противоположную сторону», их действие должно быть «существенно усилено».

Владимир Беспалов полагает, что по итогам 2015 года падение продаж на авторынке по сравнению с 2014 годом может составить 25–30%. Хотя из-за резкой девальвации рубля осенью производители могут начать поднимать цены, что негативно отразится на спросе, говорит эксперт.

Массмаркет вырос

В свою очередь, аналитики портала Auto.ru отмечают, что очередное падение курса рубля (за июнь—июль официальный курс доллара вырос примерно на 14%) уже привело к росту цен и увеличению спроса на недорогие автомобили масскласса типа Renault Logan или Kia Rio.

«Это связано с тем, что стоимость части представителей массмаркета выросла и приблизилась к премиум-классу, а потребители уже не могут позволить себе такую покупку — только более бюджетный сегмент», — отмечается в отчете Auto.ru.

Эксперты отмечают, что в нестабильной экономической ситуации резкое изменение курса валют способно провоцировать ажиотажный спрос и стать причиной смещения сезонных пиков.

«Традиционный пик продаж, который приходится на февраль—апрель, произошел раньше — в ноябре—декабре 2014 года. Сейчас мы видим, как в июне—июле возвращается интерес к покупке новых и подержанных авто, следуя за падением рубля (при том что обычно продажи во втором полугодии достигают пика в сентябре—октябре)», — пояснил руководитель Auto.ru Роман Абрамов.

Всего в январе—июле 2015 года в России, по данным АЕБ, было продано около 913 тыс. автомобилей. Для сравнения, за первые семь месяцев 2014 года продажи составили 1,41 млн автомобилей. Таким образом, падение за семь месяцев составило 35,3%.

Лидером на российском авторынке в июле 2015 года остался АвтоВАЗ, однако продажи автомобилей Lada, по подсчетам АЕБ, упали в годовом исчислении на 25%. Всего в июле россияне купили 20 944 автомобиля Lada против 28 тыс. машин в июле 2014 года.

На втором месте в июле 2015 года остались машины под брендом Kia, которых за месяц в России было продано 13 346 штук (на 13% меньше, чем годом ранее). Замыкают тройку лидеров машины Hyundai с результатом 12 251 (-15%).

Продажи двух других участников топ-5 в годовом исчислении тоже упали: у Renault они сократились на 35% (до 9917), а у Toyota — на 28% (до 9604).

Главными аутсайдерами месяца стали такие бренды, как Great Wall (-79%), SsangYong (-76%), Jeep (-74%), Citroen (-68%), Peugeot (-60%) и Opel (-54%). Продажи Chevrolet сократились на 26%.

Напомним, что еще в марте 2015 года GM объявила о том, что подконтрольная ей марка Opel покинет Россию полностью, а Chevrolet оставит только премиальные модели Corvette, Tahoe и Camaro.

Снижением продаж отметились и остальные крупные автобренды: Nissan — на 43% (с 9136 до 5207), Skoda — на 41% (с 7064 до 4185), Volkswagen — на 34% (с 9000 до 5937) и так далее.

Нарастить продажи смогли Smart (+43%), Lexus (+5%), Porsche (+19%) и УАЗ, показавший прирост в 71% (5129 машин вместо 3002).

Статус главного бестселлера российского авторынка по итогам июля 2015 года вновь завоевала Hyundai Solaris, нарастившая продажи в годовом исчислении на 4,8% и вытеснившая с первого места Lada Granta (-23%). В результате Lada Granta упала сразу на третье место, пропустив вперед еще и Kia New Rio, которая увеличила продажи с 6,85 тыс. до примерно 9,15 тыс. машин.

Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу