Общество, 11 сен 2013, 01:04

Вечеринка для банкира

Читать в полной версии
Фото: AP

Регулятор Японии начал расследование в отношении немецкого Deutsche Bank, который подозревается в крупных тратах на развлечения для японских чиновников. Еще несколько лет назад подобные развлекательные мероприятия для клиентов банков в Европе, США и Азии были обыденной практикой, но теперь власти все чаще усматривают в этом признаки коррупции.

Комиссия по ценным бумагам и биржам Японии нашла доказательства нарушений законов в ходе стандартной процедуры аудита подразделения Deutsche Bank в Токио. Регулятору показались подозрительными слишком большие траты на развлечения для топ-менеджеров японских пенсионных фондов. «Топ-менеджеры пенсионных фондов официально считаются госслужащими, на которых распространяется антикоррупционное законодательство, поскольку они являются частью госсистемы пенсионных фондов», — пояснила РБК daily экономист IHS Харуми Тагути. Японские регуляторы особенно внимательно следят за деятельностью пенсионных фондов после скандала с AIJ Investment Advisors в 2012 году, отмечает эксперт. Тогда выяснилось, что инвест­фонд, управлявший средствами 880 тыс. пенсионеров, подделывал отчетность и скрывал потерю клиентских средств на 1,3 млрд долл. Сейчас комиссия также проверяет траты Goldman Sachs на развлечения для сотрудников пенсионных фондов.

Япония взялась за развлекательные мероприятия банков еще в июне этого года. Так, против председателя и двух топ-менеджеров KTOs Capital Partners было возбуждено уголовное дело за взяточничество. По версии обвинения, инвестфонд потратил 26 тыс. долл. в течение двух лет на развлечения для сотрудников пенсионного фонда в префектуре Хоккайдо. «Мой совет инвесткомпаниям — не обедайте вместе за одним столом с представителями пенсионных фондов. Только если у вас не отдельный счет», — говорит партнер в Anderson Mori & Tomotsune Томоки Дебари.

Обеды и вечеринки для клиентов всегда были неотъемлемой частью бизнеса в банковской сфере. Тем не менее за последние годы власти различных стран усилили борьбу с коррупцией, став более внимательно следить за деятельностью финансовых организаций. Первыми бороться с «гостеприимством» банков начали США и Великобритания. В США еще шесть лет назад Fidelity Investments и Jefferies & Co заплатили Комиссии по ценным бумагам и биржам США штрафы в 8 млн и 9,7 млн долл. соответственно в рамках досудебного разбирательства по делу о коррупции. Как выяснил регулятор, Jefferies & Co располагала бюджетом на развлечения в размере 1,5 млн долл. На эти деньги Jefferies & Co организовывала поездки высокопоставленных сотрудников Fidelity Investments во Флориду, водила их на гольф, теннисные турниры и вечеринки, на которых они соревновались в том, кто дальше бросит карликов.

В США вопрос об организации развлечений для банкиров встал особенно остро после финансового кризиса, и власти начали закрывать лазейки, позволявшие компаниям вести недобросовестную конкуренцию. В конце 2011 года страховой брокер AON выплатил 16,26 млн долл. американским регуляторам за взяточничество. Компания подкупала должностных лиц в Египте, Вьетнаме, Индонезии, Коста-Рике и других странах, в том числе при помощи подарков и поездок.

Активно латает законодательство и Великобритания — в 2011 году здесь вступил в силу закон «О борьбе со взяточничеством», по которому подарки и поездки также могут попадать под понятие «взятки». В начале прошлого года Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании предупредило инвестбанки о том, что они так и не приняли соответствующих мер по контролю за расходами на подарки.

Глеб Костарев

Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях