Общество, 11 сен 2013, 01:05

Сосисочный заговор

Читать в полной версии
Фото: EPA

Антимонопольное ведомство ФРГ уличило более 20 немецких производителей колбас и сосисок в многолетнем ценовом сговоре. По данным Frankfurter Rundschau, речь идет о завышении отпускной цены на их продукцию для крупных торговых сетей. Участникам «сосисочного картеля» грозят многомиллионные штрафы. В отрасли же нарастают панические настроения, так как санкции могут привести к разорению многих семейных предприятий.

Германию регулярно сотрясают скандалы, связанные с ценовым сговором в секторе производства продуктов питания. Достаточно вспомнить недавние расследования антимонопольного ведомства ФРГ в отношении производителей молока, пива, кофе и кондитерских изделий. «Картельный сговор выпускающих колбасы и сосиски компаний расследуется, насколько нам известно, еще с 2009 года», — подтвердил РБК daily глава Федерального союза производителей мясных изделий в Бонне Томас Фогельзанг. По образному выражению собеседника, ситуация фирм-производителей очень напоминает сэндвич: с одной стороны на них давят, требуя сокращения издержек, поставляющие исходное сырье крупные скотобойни, а с другой — диктуют свои условия ведущие торговые сети Германии. Таким образом, можно было бы предположить, что сговор производителей колбас и сосисок следует квалифицировать как самозащиту. Однако г-н Фогельзанг от такой формулировки предпочел воздержаться.

Между тем уличенные в картельном сговоре фирмы ждут штрафные санкции на сотни миллионов евро. «При определении конкретного размера штрафа мы исходим из того, что верхняя его граница законодательно установлена в 10% размера годовой выручки компании», — сообщил официальный представитель антимонопольного ведомства Кай Вайднер газете Frankfurter Rundschau. Именно поэтому в отрасли уже проявились панические настроения, так как «ее основу составляют средние предприятия, для которых бизнес этот — семейный, а миллионные штрафы способны его полностью разрушить», предупреждает Томас Фогельзанг.

«Подобные оправдания и заявления о необходимости сокращать издержки мы регулярно слышим от представителей всех отраслей, но нарушение закона есть нарушение, тем более что разговоры о низких ценах на продукты в Германии — миф. Они находятся на среднем для Евросоюза уровне», — цитирует в связи с этим Кая Вайднера Frankfurter Rundschau. Чиновник при этом уверен, что штрафы его ведомства «никого еще не разорили».

Впрочем, санкции грозят лишь крупным немецким производителям. Выходец из Санкт-Петербурга Сергей Найс вот уже более десяти лет живет с семьей в небольшом баварском городке, расположенном примерно в 130 км от Мюнхена, совсем близко от границы с Австрией. В качестве посредника он связан с местным производителем мясных изделий Spatender Fleischwaren GmbH (компания образована в 1900 году). Сферой деятельности Сергея являются поставки немецких колбас и сосисок в Россию. «Нас этот скандал — при наших объемах экспорта максимум в 20 т — абсолютно не затрагивает, так как смысла завышать расценки нам нет», — рассказал он РБК daily.

«Скажем, если здесь килограмм колбасы стоит в среднем 10 евро, то в России это уже 450 руб., плюс транспортные расходы и растаможивание. В итоге получается очень не дешево, но кто хочет попробовать натуральный немецкий продукт, хоть иногда, но его купит», — считает Сергей. В отличие от фирм-гигантов, которые имеют для экспорта отдельное производство, он специализируется на закупке для поставок, например в Краснодар или Рязань, только тех колбас, которые немцы действительно покупают в местных магазинах. Сейчас г-н Найс ведет переговоры с московскими партнерами.

Германская колбасная индустрия производит ежегодно порядка 1,5 млн т различных изделий. В минувшем, 2012 году ее выручка составила 18 млрд евро, а число занятых в ней достигает примерно 60 тыс. человек.

Александр Полоцкий

Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях