Общество, 11 сен 2013, 01:05

Планку не ставить

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Экспертный совет при правительстве рассмотрел первую петицию, набравшую 100 тыс. подписей на сайте «Российская общественная инициатива» (РОИ), — предложение Алексея Навального запретить покупать чиновникам автомобили дороже 1,5 млн руб. Часть экспертов назвала петицию популистской мерой, которая может спровоцировать увеличение трат госслужащих, которые и так в 90% случаев покупают авто дешевле 1 млн руб. Представители Минэкономразвития и Минфина сошлись на том, что предложение не является предметом регулирования федерального законодательства, но депутаты Госдумы не исключили, что внесут его в виде законопроекта.

Алексей Навальный подал инициативу «Запрет чиновникам и сотрудникам компаний с государственным (муниципальным) участием приобретать легковые автомобили стоимостью свыше 1,5 млн руб.» 5 апреля. К 10 июля под ней набрались необходимые для рассмотрения экспертной группой 100 тыс. подписей. Во вторник в Доме правительства экспертная группа, состоящая из представителей министерств, депутатов Госдумы, сенаторов и общественников, рассмотрела предложение г-на Навального.

Министр по вопросам «открытого правительства», руководитель группы Михаил Абызов согласился, что поднятая тема актуальна и система расходования госсредств в этой области требует коренной перестройки. «Популистские решения уже не отвечают ожиданиям общества и проходить не будут, — сказал он РБК daily. — Рабочая группа провела статистическое исследование. Порядка 90% служебных автомобилей, приобретаемых для чиновников по всей России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях стоят от 600 тыс. до 900 тыс. руб.». При этом министр отметил, что введение ограничения стоимости автомобиля в 1,5 млн приведет к тому, что госзатраты поднимутся до разрешенной верхней планки, поэтому ситуации, когда чиновники, пользующиеся сейчас машинами за 600 тыс., станут покупать авто за 1,5 млн, нужно исключить.

Представители Минэкономразвития и Минфина считают, что предложение Навального не является предметом регулирования федерального законодательства. Право ограничивать расходы уже прописано в законе о Федеральной контрактной системе (№44-ФЗ), которая заработает 1 января 2014 года. «В статье 19, часть 3 и 4 вводится система нормирования, согласно которой правительство вправе устанавливать определенный предел цен в отношении ряда товаров, работ и услуг. Такие требования позволят ограничивать закупки с избыточными требованиями или товары, которые являются предметами роскоши», — пояснил РБК daily директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Кирилл Степанов. Предполагается, что ограничение на покупку товаров и услуг будет регулироваться нормативно-правовыми актами правительства, министерств и ведомств.

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предложил составить конечный список госслужащих, обладающих правом на служебное авто, и определить цены в соответствии с рангом чиновника. По его мнению, этот список, равно как и расходы на обслуживание транспорта, должны быть публичными.

Президент Фонда информационной демократии Илья Массух обратил внимание, что Навальный не единственный, кто хочет сократить расходы на авто чиновников: на сайте РОИ уже по 45—50 тыс. голосов набрали еще несколько аналогичных петиций. Среди них — об ограничении стоимости в 900 тыс. руб., 1 млн руб., о покупке только отечественных машин, о запрете закупки и использования чиновниками служебного транспорта и просто о введении ограничений.

Депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев, бывший среди авторов законопроекта об ограничении стоимости до 1,5—2 млн руб. (этот проект был отменен на уровне комитета и не выносился на рассмотрение парламента), считает, что инициативы, где говорится о меньших суммах, также не найдут поддержки в Думе. При этом он уверен, что такие нормативные документы необходимы.

Президент фонда «Общественное мнение» Александр Ослон заявил РБК daily, что нельзя заболтать народную инициативу по ограничению материальных благ чиновников — на нее есть явный запрос населения. Он предположил, что гостраты на чиновничьи машины будут дифференцированы, «потому что Путин не может ездить на встречи на «жигулях».

По словам сенатора Руслана Гаттарова, в ноябре постановление о такой градации планирует вынести правительство. Он также обратил внимание на несовершенство формулировки инициативы Навального, в которой ничего не сказано о ведомствах, которые тоже могут стать покупателями. Г-н Гаттаров уверен, что нужно контролировать госзакупки через объявленные конкурсы, в чем, по его словам, он сам уже достиг успеха, сэкономив государству более 2 млрд руб.

В результате экспертная группа решила, что будет рекомендовать правительству рассматривать данный вопрос комплексно с учетом положений закона о ФКС, замечаний экспертов и поданных на сайте РОИ петиций.

Координатор проекта «РосПил» Константин Калмыков был недоступен для комментариев.

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки