Лазейка для цистерн
Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина решила обойти новые правила продления срока службы вагонов, которые вступили в силу 2 августа. Компания направила письмо в подведомственный Минтрансу Росжелдор с просьбой продлить срок службы старых цистерн на восемь лет. Это позволит ПГК сохранить в эксплуатации до 30% парка цистерн. Если предложение не примут, компании придется до 2020 года закупить новые цистерны на 45 млрд руб.
Первая грузовая компания просит Росжелдор продлить срок службы старых цистерн на восемь лет (копия письма есть у РБК). По действующим советским ГОСТам срок службы цистерн для светлых нефтепродуктов, о которых идет речь в письме, — 32 года. Но в ПГК считают, что его необходимо продлить до 40 лет, поскольку именно такой срок был утвержден советским Министерством транспортного машиностроения в 1976 году, говорится в письме. Но через десять лет этот срок был изменен на 32 года, следует из постановления того же министерства (есть у РБК). Представитель ПГК подтвердил достоверность письма.
Продление срока службы нефтебензиновых цистерн позволит ПГК сохранить в работе примерно 30% общего парка цистерн, следует из данных, которые предоставила РБК пресс-служба ПГК. В парке ПГК более 205 600 вагонов, говорится на сайте компании, 51 тыс. из них — цистерны. Около 30% из них — старые цистерны типа 15-1443, о которых идет речь в письме. Их придется списать из-за новых правил сертификации подвижного состава, которые вступили в силу в августе, говорит источник РБК на операторском рынке. Если ПГК удастся открыть лазейку для продления срока службы вагонов одного типа, то она в дальнейшем сможет распространить этот опыт и на другие типы, полагает источник.
По новым правилам сертифицировать нужно все модели грузовых вагонов, для чего потребуются их испытания — процедура долгая и дорогостоящая, говорил журналистам в начале июля гендиректор ПГК Олег Букин. Кроме того, нормы продления еще не разработаны, говорит представитель ПГК. В результате операторам приходится приостанавливать подвижной состав с истекшим сроком службы.
Пока у ПГК приостановлена работа только 600 вагонов с истекшим сроком службы. В Федеральной грузовой компании (ФГК), которая тоже владеет большим количеством старых вагонов, из-за введения новых правил сертификации остановлены 23 тыс. вагонов (14% общего парка), рассказал представитель ФГК. Но среди них нет цистерн, поскольку весь подвижной состав такого типа в компании новый, объяснил сотрудник. Нет старых цистерн и в Globaltrans, говорит представитель компании. Всего оператор собирается списать около 1400 полувагонов до 2016 года — это примерно 2% от общего парка Globaltrans, рассказал он. В компании считают, что новые правила положительно скажутся на балансе спроса и предложения на операторском рынке. «Я предполагаю, что в ближайшие два года эта тема даст рынку глоток свежего воздуха», — говорил генеральный директор Globaltrans Сергей Мальцев в начале сентября.
Вопрос о продлении срока службы цистерн на восемь лет предварительно одобрен комиссией по ж/д транспорту и передан на рассмотрение в совет по железнодорожному транспорту стран СНГ, рассказал РБК представитель ПГК. Кроме того, этот вопрос планируется обсудить на заседании транспортной комиссии под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича, говорит источник в одной из компаний-операторов. Представитель Дворковича не подтвердил и не опроверг эту информацию, сказав, что дата и повестка дня заседания еще не определены.
Списание старых вагонов выгодно вагоностроителям. Например, Уралвагонзавод (УВЗ) в 2013 году произвел около 20тыс. вагонов — треть от того, что выпускается в России. Никаких проблем для отрасли новые правила не принесут, говорил в начале августа заместитель гендиректора УВЗ Андрей Шленский. Проблемы могут быть только у операторов, владеющих большим количеством старого парка, соглашался он. Представитель Объединенной вагонной компании Александра Несиса, в которую входит Тихвинский вагоностроительный завод, не стал комментировать ситуацию.
До 2020 года ПГК придется списать около 37 тыс. цистерн из тех 51 тыс., что есть у компании сейчас, говорит гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Чтобы восполнить потери ПГК, придется до 2020 года докупить вагонов на 22 млрд руб., считает он.
Сейчас на сети РЖД работает 1,25 млн грузовых вагонов, около 280 тыс. — старые вагоны с продленным сроком службы, говорит Бурмистров. По его подсчетам, за 2014–2016 годы должно быть списано более 182 тыс. вагонов, но за это время производители купят едва ли не больше. Бурмистров оценивает профицит парка в 150 тыс. единиц, осенью 2013 года менеджеры РЖД оценивали излишки вагонного парка в 200–300 тыс. вагонов.
Принятый в 2012 году технический регламент Таможенного союза предполагал продление срока службы вагонов в России при условии их модернизации и сертификации. 2 августа правительство России приняло постановление «Об обязательной сертификации грузовых железнодорожных вагонов». Документ вносит новые и «прошедшие модернизацию с продлением срока службы» железнодорожные грузовые вагоны в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. «Принятые решения позволят повысить уровень безопасности при эксплуатации подвижного состава», — сказано на сайте правительства.