Общество, 11 дек 2006, 15:15

Рынок проката автомобилей набирает обороты в России

Аренда автомобилей в России еще не стала повсеместной реальностью, но рынок проката растет. По данным Ассоциации прокатных компаний (АПК), его ежегодный рост последние пять лет составляет 20-30%. Однако, как показало исследование РБК, уже на конец 2005 года 90% российского проката обеспечивала Москва, а остальные 10% – Северная столица и Московская область. Насыщение московского рынка очевидно.
Читать в полной версии

Понятно, почему прокатный бизнес сосредоточен здесь: столица лидирует среди других городов как по числу жителей, так и по уровню их доходов. К тому же на первый взгляд прокатный бизнес кажется довольно простым - машины эксплуатируются в период гарантийного срока, когда он заканчивается, их можно выгодно продать, ведь два года для иномарки - это не срок.

Но, играя на одном только повышении качества услуг, автопрокат вряд ли сможет сохранить темпы роста. И расширение прокатной зоны сегодня - серьезный стимул для этого бизнеса.

Тем не менее деловая активность регионов многим уступает столичной, и здесь появляются разве что небольшие компании, которые лишь пробуют рынок, нарабатывая клиентскую базу. Как считают специалисты, в дальнейшем эти мелкие фирмы будут поглощены столичными "старшими братьями".

Кстати, прокат автомобиля в Москве обходится в сумму от 700 рублей до нескольких сотен долларов в сутки. Частные клиенты обычно арендуют авто на срок от одной до двух недель, корпоративные - более месяца. Первые решают краткосрочные задачи - используют арендованный автомобиль на время ремонта собственного или же в целях тест-драйва определенной модели, а иногда и для того, чтобы просто порулить автомобилем представительского класса.

Компании же зачастую прибегают к корпоративной аренде в рамках реализации непродолжительных проектов, из экономии отказываясь от формирования собственного автопарка. Часть же компаний вообще переводят свои автопарки на аутсорсинг. Но говорить о какой-либо конкуренции между «прокатчиками» и аутсорсинговыми автопарками рано: по мнению специалистов, последние, как правило, - всего лишь дочерние структуры своих заказчиков.

Любопытно, что в России и частные, и корпоративные клиенты прокатных компаний представлены, по сути, одной социальной группой - предпринимателями. В то же время за рубежом половину прибыли в прокатном бизнесе приносят туристы. Но для российского проката перспективы сотрудничества с турфирмами пока весьма туманны, ведь, собственно, туризм в России еще не получил развития. И что не менее важно, туристы-иностранцы по разным причинам не выказывают сейчас желания брать в нашей стране автомобили на прокат.

За рубежом турист может взять автомобиль напрокат прямо в аэропорту. Однако, как рассказала в эфире канала РБК в программе «Сфера интересов» Вилена Павлова, генеральный директор PR-AUTO, для содержания собственных стоек в аэропорту необходимо иметь парк на 500-1000 автомобилей. Российский же рынок, по ее словам, «еще не настолько велик и глобален». Также В.Павлова подчеркнула, что иностранных туристов настораживает уровень безопасности на российских дорогах и особенности передвижения по ним.

Действительно, общий уровень как российских дорог, так и сервиса в российском прокатном бизнесе отстает от западных стандартов. По статистике АПК, в Москве только восемь компаний имеют более 100 автомобилей. И для того чтобы взять машину в прокат, нужно заполнить предварительную заявку, то есть встать в очередь. Но основное отличие российских прокатных компаний от европейских - в территориальном охвате.

Заметим, что на российском рынке проката хотя и в меньшинстве, но уже работают филиалы иностранных брендов и франчайзи. Эти компании с зарубежными корнями, в отличие от российских, сегодня предлагают своим клиентам более широкие возможности передвижения. Правда, только в западном направлении. Разумеется, в таких случаях ответственность клиентов возрастает - как перед компанией, так и перед государственными органами тех стран, на территории которых передвигаются клиенты. И соответственно повышаются расценки аренды. Как бы то ни было, такие возможности зарубежных фирм связаны с их большим опытом работы на Западе.

Российский же автопрокат только "выглядывает" за пределы Москвы. Но, если верить экспертам, в будущем он приобретет федеральные масштабы. И может быть, станет массовым.

Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения