Общество, 11 дек 2007, 12:10

Девелоперы Москвы выходят из жилого строительства

Крупные девелоперские компании Москвы сегодня отказываются от строительства жилых комплексов в пользу коммерческой недвижимости. Эти тенденции угадывались еще на заре принятия поправок в закон "О долевом строительстве" (214-ФЗ) в середине 2006г. По разным данным, предложение на рынке жилой недвижимости сократилось в последние годы на 30-40%.
Читать в полной версии

Выйдя из ставшего более проблематичным жилого сектора, девелоперы "снимают сливки" с офисного бума: дисбаланс между возможностями застройщиков и потребностями делового мира сохранится еще как минимум 2 года - рынок офисных площадей классов A и B характеризуется привычным для Москвы дефицитом.

Отказ от возведения жилых зданий в пользу коммерческого строительства – массовая тенденция, - подчеркивает в эфире РБК-ТВ в программе "Недвижимость" гендиректор компании "ДС - Девелопмент" Сергей Будылин, выделяя целый комплекс причин. По мнению эксперта, во-первых, сказывается насыщение рынка жилья премиум- и бизнес-класса (именно эти сегменты, прежде всего, интересовали застройщиков).

"Вторая причина – крупные компании имеют желание диверсифицировать рынок: скопив определенный капитал, хочется иметь что-то свое, а не только продавать. Третья причина – очень много девелоперских и строительных компаний сегодня выходят на IPO и вполне естественно, что часть полученных финансовых средств идет на альтернативные проекты".

Безусловно, сказалось усложнение работы в области жилой недвижимости, вызванное появлением новой редакции закона "О долевом строительстве". Некоторые участники рынка считают, что поправки в 214-ФЗ не только не улучшили правила игры, но даже сузили и ограничили возможности застройщика. "С принятием поправок стало возможно использование не только договора долевого участия, но и жилищных сертификатов, - говорит заместитель гендиректора "МИАН-Девелопмент" Наталья Саакянц. – Однако регламент или процедуры их выпуска пока что нигде не прописаны". Кроме того, в таком важном моменте, как сроки начала реализации, ограничения для застройщиков не изменились и т.д.

Оговоримся, часть игроков столичного рынка не поддалась массовой переориентации на коммерческую недвижимость. "Это привычные компании, которые выполняют городской заказ по строительству жилья", - мягко выразился С.Будылин.

Отметим, по доходности коммерческая недвижимость сопоставима с элитным жильем. Но обладание объектами коммерческой недвижимости увеличивает капитализацию компаний, создавая дополнительные возможности для привлечения финансовых средств.

Любопытно, что форматы коммерческой недвижимости, как правило, ограничены офисными и торогово-развлекательными центрами. "Гостиничный бизнес имеет больший срок окупаемости и требует больших затрат на старте, – объясняет С.Будылин. - До этого нужно еще дорасти и накачать финансовые мускулы". Но и вложения в офисные, торговые помещения имеют свои особенности. Например, девелоперы пеняют на нехватку ритейлеров в Москве, что угрожает срокам окупаемости торгово-развлекательных центров.

Офисное строительство также сталкивается со сложным механизмом получения различных разрешений, ограниченным количеством подрядных организаций, которые не справляются с бурным развитием офисной недвижимости в Москве. Но самое главное, город испытывает существенный дефицит в электроэнергии, не скрывают девелоперы.

Остается добавить, что рентабельность офисных и торговых помещений почти не различается. С учетом кредитных средств, проектное финансирование за счет кредитных средств предполагает срок окупаемости подобных проектов – 8-10 лет.

Очевидно, массовая переориентация застройщиков на коммерческую недвижимость только обостряет проблему дефицита жилья в столице и приводит к удорожанию цен на квадратные метры. Что, вероятно, на руку "привычным компаниям, выполняющим городской заказ".

Pro
Пассивный доход и НДФЛ 0%. Станут ли личные фонды панацеей для россиян
Pro
Fisker — банкрот. Кому достанутся производство и бренд
Pro
Рост есть, денег нет: как селлеру масштабировать бизнес на маркетплейсах
Pro
Запахло шашлыком: как готовить на мангале с пользой
Pro
Робот в отделе маркетинга: как использовать силу ИИ на всех этапах работы
Pro
Как стартап россиянки для отношений с ИИ покоряет США и весь мир
Pro
В мире растет число адептов «детства без смартфонов». В чем они не правы
Pro
«Киборг», «кентавр» или «марионетка»: кем станут работники в эпоху ИИ