Общество, 11 дек 2014, 00:25

Братья-нефтяники

Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Лев Юсуфов, родной брат бывшего министра энергетики РФ, экс-спецпредставителя президента РФ по международному энергетическому сотрудничеству, собирается добывать нефть на шельфе Каспия. В качестве главы Государственной нефтегазовой компании Республики Дагестан (ГНКД) он обещает уже через несколько лет добывать 6–7 млн т нефти и 5–7 млрд куб. м газа.

ГНКД была создана в июне 2014 года по распоряжению главы Дагестана Рамазана Абдулатипова с уставным капиталом в 10 млн руб., 100% акций принадлежит республиканскому правительству. Лев Юсуфов возглавил компанию в сентябре: ранее Минпромышленности, транспорта и энергетики Республики Дагестан объявляло официальный конкурс на замещение этой должности. Согласно требованиям конкурса подходящему топ-менеджеру нужно иметь опыт работы в шельфовых проектах нефтегазовых компаний на руководящих должностях от пяти лет, опыт работы в иностранных нефтегазовых компаниях на руководящих должностях, опыт ведения бизнеса с иностранными компаниями и знание английского, немецкого языков и фарси.

Лев Юсуфов рассказал РБК, что сейчас в состав компании входит четыре предприятия: «ГНК Шельф» (занимается разведкой и добычей нефти на шельфе Каспия), «ГНК Гео­логия» (освоение лицензионных участков суши, расконсервация скважин, строительство геотермальных скважин), «ГНК Ресурс» (занимается управлением сетью АЗС, поставками топлива, переработкой нефти на НПЗ) и «ГНК Терминал», которая создана для строительства эксплуатации нефтяного терминала.

По его словам, уже подписано соглашение на приобретение лицензий на второй и четвертый блоки Дагестанского шельфа Каспия, сроки закрытия сделки – март 2015 года. В сделке участвует «ГНК Шельф»: она подписала соглашение с компанией – владельцем Timan Oil & Gas PLC по возврату 100% активов компании ОАО «Геотермнефтегаз» в государственную собственность.

По данным СПАРК-Интерфакс, зарегистрировано две компании с названием ОАО «Геотермнефтегаз», одна из них в Москве под руководством Алексея Фалина, исполнительного директора ГНКД. Самой гос­компании принадлежит в ней 49%. Вторая компания «Геотермнефтегаз» зарегистрирована в Дагестане, в 2011 году в ней введена процедура наблюдения. Ее генеральным директором числится Расул Алиев.

Также Юсуфов говорит, что с целью привлечения финансирования для разработки месторождений и участии в приобретении пакета акций «Геотермнефтегаза» ГНКД уже провела переговоры с азиатскими и европейскими нефтегазовыми компаниями. Готовятся заявки на участие в конкурсах на лицензионные блоки Дагестанского шельфа Каспия: первый, третий, пятый блоки и Инчхе-море, а также на восемь лицензий на суше Республики Дагестан.

Также ГНКД обещает к октябрю 2015 года построить нефтяной терминал в районе Махачкалинского порта с объемом перевалки до 2 млн т в год. По словам Льва Юсуфова, через несколько лет дагестанская компания планирует в год добывать 6–7 млн т нефти, 5–7 млрд куб. м газа и 0,5 млн т газоконденсата.

Как объяснил РБК глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов, уставный капитал компании был сформирован за счет бюджета, но в дальнейшем она будет привлекать инвестиции с рынка для реализации своих проектов. «У Дагестана есть соглашение с «Роснефтью», мы ориентируемся на сотрудничество с ней, но хотим активизировать работу и на небольших дагестанских месторождениях. «Роснефти» не всегда интересно работать на маленьких участках. Создание ГНК Дагестана – это сигнал к активизации работы по разведке и добыче нефти и газа в республике», – говорит он. Он напомнил, что в советские времена Дагестан добывал 2,4 млн т нефти, а сейчас – всего 160 тыс. т нефти. «Что касается газа, то у нас сотни триллионов кубометров запасов газа, а мы покупаем 85% газа, это неправильно, – сетует он. – Мы поддерживаем также строительство терминала по перевалке нефти в морском порту Махачкалы».

По словам официального представителя Минприроды Николая Гудкова, юридический статус Каспийского моря остается неопределенным. Таким образом, лицензии на разведку и добычу нефти и газа на шельфе Каспия компании получают в общем порядке, по результатам конкурсов и аукционов. Для этого необязательно иметь статус госкомпании и опыт работы на шельфе не менее пяти лет.

Лев Юсуфов менее известен, чем его брат Игорь, который в 2001–2003 годах занимал пост министра энергетики России, с 2003 года был членом совета директоров «Газпрома», в 2004 году был назначен спецпредставителем президента по энергетическому сотрудничеству. В 2011 году после скандала вокруг Банка Москвы покинул госслужбу и основал фонд «Энергия». Сейчас Игорь Юсуфов тоже занимается нефтяными проектами – подконтрольная ему Nefte Petroleum Limited совместно с НОВАТЭКом собиралась осваивать Ярудейское нефтяное месторождение в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО). Его запасы оцениваются в 47 млн т. Лицензией владеет НОВАТЭК, ему принадлежит 51% в проекте, еще 49% – Nefte Petroleum. В конце прошлого года «Сбербанк CIB» оценивал инвестиции в проект в 2014 году примерно в $720 млн. Но недавно НОВАТЭК подал иск в суд, требуя исключить Nefte Petroleum Limited из СП, утверждая, что компания Игоря Юсуфова прекратила финансировать этот проект и мешает другим акционерам привлекать средства.

Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Honda и Nissan станут одной компанией: зачем это нужно и что будет дальше
Pro
Первый раз на лыжах и сноуборде: что важно знать
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров