Дело Магнитского в Новом свете
6 января в США начинается первый процесс по «закону Магнитского». Обвинение попробует доказать, что фирмы российского бизнесмена Дениса Кацыва участвовали в отмывании денег, украденных из российского бюджета.
Дело «CША против Prevezon Holdings и связанных с нею структур» является первой попыткой применить «закон Магнитского» в США. Обвинение пытается доказать, что Prevezon Holdings и другие компании российского бизнесмена Дениса Кацыва и его партнеров получили и отмыли средства, которые другие преступники украли из российского бюджета. Чтобы понять суть обвинений, надо вспомнить, откуда взялся «закон Магнитского» (эта история в основном изложена в иске).
Дело и «закон Магнитского»
Фонд Hermitage Capital под управлением американского миллиардера Уильяма Браудера инвестировал в российские компании с 1996 года. Браудер был очень активным миноритарием, часто шел на конфликт с основными акционерами — так было в «Газпроме», «Сургутнефтегазе» и Сбербанке. По причинам, которые до сих пор не названы, в 2005 году ему был запрещен въезд в Россию. В 2007 году в офисах Hermitage Capital и юридической компании фонда — Firestone Duncan прошли обыски. Правоохранительные органы заподозрили подконтрольные фонду компании в уклонении от уплаты налогов. Тогда были изъяты уставные документы и печати нескольких фирм, которые затем были использованы в схеме воровства денег из государственного бюджета.
Схема в самом общем виде состояла в том, что эти фирмы проиграли в суде крупные суммы, что сделало их из прибыльных убыточными, и потребовали у налоговой вернуть им уплаченный ранее налог на прибыль. Налоговики немедленно согласились, и в декабре 2007 года компании получили 5,4 млрд руб., которые потом были выведены за границу.
Юристы Hermitage обнаружили махинации осенью 2007 года. Наиболее настойчивым в попытках доказать незаконность действий со структурами Hermitage Capital был Сергей Магнитский (он работал на Firestone Duncan). В ноябре 2008 года Магнитский был арестован по обвинению в том, что он помогал Браудеру уклоняться от налогов, и спустя почти год умер в СИЗО. Официальная причина — острая сердечно-сосудистая недостаточность. Неофициальная: был замучен.
После гибели Магнитского Браудер начал международную кампанию, цель которой — наказать виновных: Браудер предполагает, что правоохранители, налоговики и другие чиновники действовали в сговоре — сперва украли деньги из бюджета, а потом убили Магнитского, чтобы спрятать концы в воду. При активном лоббировании Браудера в США в 2012 году был принят «закон Магнитского» (автор — сенатор-демократ Бенджамин Кардин). «Закон Магнитского» констатирует бездействие российских властей в выявлении преступников и противодействии коррупции. Закон обязывает правительство США подготовить список лиц, которые были причастны к гибели Магнитского, нарушению прав человека и коррупции в России. Им запрещается въезд на территорию страны, а их активы в Соединенных Штатах замораживаются. Список составлен, но полностью неизвестен, в открытой его части — в основном люди, непосредственно связанные с делом Магнитского.
Обвинение: при чем тут Денис Кацыв
4 декабря 2012 года Браудер подал в прокуратуру США заявление, в котором указал на возможную связь Prevezon Holdings с делом Магнитского, рассказала РБК российский адвокат Кацыва — Наталия Весельницкая. Южная окружная прокуратура Нью-Йорка возбудила дело и в сентябре 2013 года передала его в суд Южного округа Нью-Йорка. Эту прокуратуру возглавляет Прит Бхарара, он получил известность как государственный обвинитель по ряду дел против крупных банков, в частности против Citibank и JP Morgan Chase.
В иске прокуратуры утверждается, что Prevezon Holdings и связанные с ней компании получили денежные переводы от структур, которые, в свою очередь, получили деньги в ходе мошенничества, обнаруженного Магнитским. Прокуратура полагает, что Prevezon и другие ответчики затем использовали эти средства для покупки и обслуживания недвижимости в Нью-Йорке. В материалах суда говорится, что всего речь идет примерно о $1,93 млн. Прокуратура требует конфисковать активы ответчиков и оштрафовать их за нарушение «антиотмывочного» законодательства США. Размер штрафов должен установить суд.
Единственным владельцем Prevezon Holdings является бизнесмен Денис Кацыв. Связаться с ним у РБК не получилось. Отец бизнесмена — Петр Кацыв — с октября прошлого года работает вице-президентом РЖД, где курирует «комплекс вопросов по развитию Московского транспортного узла». До прихода в РЖД, с 2000 по 2012 год, он возглавлял Министерство транспорта Московской области.
Бенефициарами и директором одного из ответчиков — Kolevins — являются деловые партнеры Кацыва — Александр Литвак и Тимофей Крит.
Процесс носит гражданский, а не уголовный характер — ответчиками по нему выступают только юридические лица, указывает в своем заявлении, переданном РБК, юрист Марк Цимрот из компании BakerHostetler; он представляет Prevezon в суде. Цимрот подчеркивает, что Кацыв не является ответчиком и не может понести никакого иного наказания, кроме конфискации собственности.
Руководитель международно-правовой практики коллегии адвокатов «Чаадаев, Хейфец и партнеры» Анастасия Асташкевич, которая не заинтересована в этом деле, в целом подтверждает слова адвоката: «В случае если Prevezon Holdings и связанные с ней компании будут признаны виновными, это может открыть возможность для уголовного преследования Кацыва, однако реальный срок по такой категории не назначается».
Защита: Денис Кацыв ни при чем
Юристы Кацыва указывают на то, что он стал единоличным собственником Prevezon Holdings в июне 2008 года, то есть уже после подозрительных транзакций якобы с участием похищенных средств. Кацыв не знал об этих транзакциях и не имеет к ним отношения, настаивают его юристы. Они сомневаются и в том, что отношение к делу Магнитского имеют компании-ответчики. А также ставят под вопрос саму версию дела Магнитского, которую с подачи Браудера изложила в иске прокуратура.
30 ноября суд отказался утвердить версию событий, изложенную в иске и являющуюся базовой для «закона Магнитского». По словам Весельницкой, это решение благоприятно для Prevezon, так как теперь обвинение должно будет убедить присяжных в истинности всех фактов и обстоятельств, в том числе обстоятельств, якобы имевших место в России.
Защитникам удалось добиться того, что суд обязал Браудера ответить на их вопросы. Первый опрос бизнесмена прошел 15 апреля и продолжался семь часов (без учета перерывов; это максимум, разрешенный в США). Продолжение опроса Браудера переносилось несколько раз по просьбе его юристов и должно состояться до 5 января.
«Несмотря на постоянные попытки Уильяма Браудера уклониться от дачи свидетельских показаний, версия правительства, которую предложил ему сам Браудер, становится все слабее и слабее», — говорится в заявлении юриста Цимрота.
Представитель Hermitage Capital рассказал РБК, что стороны в процессе не пришли к соглашению о том, о каких базовых фактах, касающихся похищения 5,4 млрд руб. в России, они могут договориться, и вынесли спор на досудебное рассмотрение. «Cудья, в свою очередь, указал сторонам, что присяжным будет важно услышать всю историю, а «не начинать с середины», — сказал РБК представитель Hermitage Capital.