Общество, 11 дек 2017, 07:23

«Коммерсантъ» узнал о планах удвоить утилизационный сбор на автомобили

Министерство промышленности и торговли предложило правительству удвоить утилизационный сбор на легковые автомобили. Это, по мнению экспертов, может привести к росту цен на 10–17%
Читать в полной версии
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

В правительство поступило предложение увеличить утилизационный сбор на легковые автомобили на 87–125% — в зависимости от объема двигателя. Как сообщает газета «Коммерсантъ», соответствующий документ создан в Минпромторге и является доработкой раннего проекта. В пояснительной записке к бюджету 2018 года планировалось поднять сбор для легковых автомобилей на 15%.

В самом министерстве указали, что направили в кабинет министров проект постановления об индексации утильсбора в зависимости от категории и видов транспортных средств, их экологичности, объема производства и импорта. В грузовом сегменте индексация составит 15–40%, а средневзвешенная индексация — 15–17,5%.

Пресс-секретарь премьера Дмитрия Медведева Наталья Тимакова не смогла прокомментировать газете ситуацию.

Средневзвешенный размер индексации утилизационного сбора при покупке автомобиля с учетом прогноза рынка на 2018 год составит 15–17,5%, сообщили РБК в пресс-службе Минпромторга. «Для потребителей индексация не приведет к увеличению стоимости производимых в России автомобилей в связи с существенным объемом средств федерального бюджета, запланированных в 2018–2020 годах на поддержку автомобильной промышленности — более 125 млрд руб. ежегодно, включая субсидии на программы стимулирования спроса, производственных затрат производителей и выполнения ими экологических требований», — рассказали в пресс-службе.

В Минпромторге прогнозируют рост отечественного авторынка с учетом принимаемых мер поддержки. «Минпромторгом разработан и внесен в правительство проект постановления, предусматривающий индексацию размера утилизационного сбора. Индексация разнится в зависимости от категории и видов транспортных средств. При этом учитывается экологичность техники, в особенности бывшей в употреблении, а также объем производства и импорта», — добавили в пресс-службе.

Источник «Коммерсанта» в одном из концернов заявил, что компания «в шоке и недоумении». По его словам, затраты на утилизацию «точно не выросли на 100%», а подобные меры навредят тренду на восстановление рынка.

Другой собеседник издания заявил, что повышение утилизационного сбора направлено против импорта, однако цифры завышены. По его словам, в министерстве «не учитывают, что импорт и так уже состоит из моделей, которые не конкурируют с локальной сборкой, а это значит, что импортозамещения не будет».

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting считает, что вкупе с повышением акциза рост утилизационного сбора для легковых автомобилей может привести к удорожанию автомобилей в 2018 году в среднем на 10–17%.

Андрей Томышев, руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ E&Y, в беседе с РБК допустил, что «увеличение утильсбора может привести к росту цен автомобилей с низкой локализацией». «Основной удар придется на них. Что касается тех автопроизводителей, которые начали строительство заводов в России, то здесь будет зависеть от того, какой инвестрежим выберет правительство», — считает он.

Среди автобрендов с низкой локализацией в России — марки Mercedes-Benz, Lexus, Audi и Subaru.

Владимир Беспалов, аналитик «ВТБ Капитала», в разговоре с РБК сказал, что повышение утилизационного сбора прежде всего «отразится на импорте». «Локализованным производителям утильсбор компенсируется косвенно, через различного рода субсидии. Я не думаю, что подорожание коснется их; импортные автопроизводители будут вынуждены поднять цены, но здесь будет зависеть все от конкретного автопроизводителя», — отметил он.

Такое резкое увеличение утилизационного сбора скажется на рынке как грузового, так и легкового транспорта, считает партнер практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО Центр» Александр Ракша.

«В случае с легковыми типами машин в зависимости от объема двигателя и комплектующих ситуация будет сложнее, поскольку добавится фактор повышения акцизов на двигатели большой мощности. Так, например, для автомобилей от 150 л.с. акциз вырастет с 420 руб. за 1 лошадиную силу до 437 руб., в новой категории [автомобилей] от 200–300 л.с. ставка составит уже 714 руб. за 1 л.с. В люксовом сегменте повышение уже будет заметно даже для покупателей из категории VIP», — сказал Ракша. Таким образом, по его словам, повышение сбора в конечном счете скажется на покупателях, так как дилеры и производители автомобилей включат утильсбор и новые формы акцизов в конечную цену. В среднем ценовом сегменте автомобили могут подорожать на 150–​200 тыс. руб., считает эксперт.

Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Кремниевая долина в упадке. Вся надежда на эти 3 технологии
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти