Общество, 12 янв 2007, 17:45

Темпы роста шопинга в Интернете падают

Рынок электронной коммерции в России, как считают эксперты, прирастает в среднем на 75% в год. Но темпы его роста несколько снизились в 2005 и 2006гг. Крупнейшие игроки не находят принципиально новых точек роста, и, как они сами говорят, рынок развивается по инерции – в основном за счет притока новых пользователей рунета.
Читать в полной версии

Рынок электронной коммерции в России, как считают эксперты, прирастает в среднем на 75% в год. Но темпы его роста несколько снизились в 2005 и 2006гг. Крупнейшие игроки не находят принципиально новых точек роста, и, как они сами говорят, рынок развивается по инерции – в основном за счет притока новых пользователей рунета.

При этом объемы российского рынка интернет-торговли на порядок уступают европейским показателям: в РФ они измеряются миллиардами долларов, когда в ЕС – уже триллионами. И в целом доля российского рынка онлайн-торговли в мировых масштабах мизерна – она составляет всего 0,01%.

Правда, доля розничной торговли в рунете, так называемого сегмента B2C (business-to-consumer), несколько выше (0,68% мирового рынка). Но как раз в этом сегменте и происходит замедление темпов роста.

«В 2006г. рост розницы составил 25%, что, по сути, сопоставимо с притоком новых пользователей, – рассказал в эфире телеканала РБК в программе «В фокусе» Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ). – Но в целом рынок не стал качественно лучше».

Менеджеры крупнейших интернет-магазинов связывают это с отсутствием конкуренции: тысячи магазинов, представленных в рунете, как правило, не имеют ни физического адреса, ни должного юридического оформления, в то время как стабильных игроков на рынке фактически не больше десятка.

Но есть и другая точка зрения, согласно которой рынок, ограниченный двумя столицами, по большому счету насытился. И теперь ему остается поддерживать интерес уже имеющейся аудитории – за счет совершенствования логистики и работы курьерских служб. Кстати, отток клиентуры интернет-магазинов сегодня фиксируется на уровне 5-7%.

Ведь онлайн-покупка носит импульсный характер, и сроки ее доставки играют решающую роль. В зависимости от категории товара, готовность к ожиданию различается: диски и книги ждут дольше, чем электронику. Но когда в курьерской службе второй день жалуются на пробки, терпения не хватает.

Кстати, в структуре продаж через Интернет преобладают книги (40% продаж) и DVD-диски (17%), новинки электроники занимают незначительную долю продаж, зато выигрывают в денежном обороте. Именно на их продажу рассчитывают при освоении региональных рынков ведущие онлайн-магазины.

Действительно, технические новинки, заказанные через Интернет, будут доставлены на места скорее, чем они появятся здесь в оффлайн-продаже, и, учитывая высокую стоимость таких покупок, можно предположить, что клиенты воспользуется дорогостоящими услугами служб доставки.

Но стимулировать развитие рынка могла бы и безналичная форма расчета, считают в НАДТ. Ведь предоплаченные заказы в некотором роде кредитуют интернет-торговлю, в то время как наличная система расчета влечет за собой дополнительные расходы на инкассацию и перевозку денег, а также сдерживает приход крупных иностранных игроков.

"Госдума, уточняя законодательство о дистанционной торговле, должна понять, что кассовые аппараты не необходимы для интернет-магазинов", – надеется Александр Иванов.

Но переход на безналичный расчет едва ли произойдет в скором времени – пока рост числа предоплаченных онлайн-заказов составляет в среднем всего 3-4% в год. И «виртуальная Россия» предпочитает «расчет налом» (80% покупок). Как бы то ни было, электронная розница в стране пока находится в зачаточном состоянии, и товарооборот B2C составляет менее 1% от общего розничного товарооборота в России. К слову сказать, в США этот показатель в 15 раз выше.

Американцы считают, что проблема российского рынка электронной коммерции – в обременяющем налоговом законодательстве и малом числе пользователей. Об этом говорится в докладе Офиса торгового представительства США (USTR) о состоянии рынка электронной торговли в России в 2006г. В свою очередь российские аналитики, отчасти соглашаясь с американскими коллегами, все же усматривают корень проблемы в низкой покупательной способности – именно поэтому в потребительской корзине онлайн-покупателя в России преобладают более дешевые, чем в оффлайн-магазинах, книги.

Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом