Общество, 12 фев 2015, 00:25

8,8 миллиарда на электрички

Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Министерство транспорта предложило вариант, как компенсировать РЖД убытки по электричкам. Он предусматривает выделение монополии 8,8 млрд руб. из антикризисного фонда правительства.

Проблемы с электричками в регионах начались после Нового года. «Дочки» РЖД, отвечающие за пригородные перевозки, в январе отменили 312 электричек (из примерно 5550) в 37 регионах. Это произошло после того, как регионы отказались компенсировать перевозочным компаниям убытки, которые, как пояснял представитель РЖД, объясняются тем, что тариф на проезд оказался ниже его себестоимости.

Электрички вновь были пущены только после того, как 4 февраля на встрече с членами правительства Владимир Путин в резких выражениях потребовал вернуть пригородное сообщение: «Перестали ходить электрички в регионы, вы что, с ума сошли?» Во вторник РЖД отчитались, что все отмененные с Нового года поезда к началу этой недели снова пущены. Но вопрос с компенсацией убытков монополии так и остался открытым.​

Выручка от пригородных перевозок должна составить в этом году около 52 млрд руб., затраты – примерно 100 млрд руб. Такие цифры в конце прошлой недели приводил журналистам начальник департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» РЖД Геннадий Верховых. В федеральном бюджете на 2015 год заложена компенсация перевозок льготников в 25 млрд руб., еще около 8 млрд готовы выделить региональные бюджеты. Таким образом, остается «дыра» приблизительно в 15 млрд руб.

Закрыть ее Министерство транспорта предлагает за счет возврата к льготному коэффициенту платы за пользование железнодорожной инфраструктурой в 0,01. Соответствующий проект постановления правительства, разработанный Минтрансом, опубликован на сайте regulation.gov.ru. В начале года правительство подняло его в 25 раз – до 0,25. Отмена этого решения позволит высвободить около 6 млрд руб., оценивал на прошлой неделе Верховых.

Еще 8,8 млрд руб. для пригородных перевозок Минтранс предлагает взять из антикризисного фонда правительства, говорится в пояснительной записке к законопроекту. В ней министерство ссылается на решение участников совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича.

Возврат к прежнему коэффициенту и выделение денег из антикризисного фонда – лишь один из обсуждавшихся вариантов, говорят сотрудник профильного ведомства и источник, знакомый с ходом обсуждения вопроса в правительстве. В качестве второго варианта рассматривается снижение НДС для пригородных перевозчиков до 0–10% с нынешних 18%, говорят собеседники РБК. О такой возможности заявлял и Дворкович на встрече с Путиным. Обнуление НДС даст около 8 млрд руб., говорил Верховых.

Вопрос о выделении денег из антикризисного фонда правительства, в котором на неотложные нужды зарезервировано 166 млрд руб., обсуждался только у Дворковича, говорит источник в финансово-экономическом блоке правительства. Дискуссия продолжится в правительстве одновременно с обсуждением сокращения расходов федерального бюджета, говорит он. «Антикризисного фонда, скорее всего, хватит на год, а системного решения проблемы с электричками в бюджетах регионов Минтранс не предлагает. Из какого фонда РЖД возьмет деньги в следующем году?» – рассуждает собеседник РБК.

Представители Минтранса, РЖД и Министерства финансов отказались от комментариев. Представитель Дворковича был недоступен.

Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом