Общество, 12 апр 2013, 01:02

Недоходные места

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

По итогам 2012 года регионы провалили плановые бюджетные показатели. Так, налоговые и неналоговые доходы консолидированных региональных бюджетов в 2012 году должны были вырасти на 12%, а фактический прирост оказался практически вдвое меньше. Расходы при этом успели разогнаться на 13,1%, констатируют эксперты Центра развития НИУ ВШЭ.

Согласно основным направлениям бюджетной политики на ближайшие три года, рост налоговых и неналоговых доходов консолидированных региональных бюджетов в 2012 году должен был составить 12%. Однако реальный прирост оказался почти вдвое меньше ожидаемого Минфином — всего 6,4%. Хуже всего обстоят дела с бюджетом Чукотского округа (-14,56%), Карелии (-11,39%) и Белгородской области (-9,68%). Впрочем, есть и отличившиеся: наиболее быст­рыми темпами росли доходы Калмыкии (57%) и Сахалинской области (45,7%).

Основная часть налоговой базы регионов формируется за счет прямых налогов — налога на прибыль и НДФЛ. Однако рост по налогу на прибыль фактически оказался на уровне 2,7% вместо запланированных 16,2%. По подсчетам ведущего эксперта Центра развития НИУ ВШЭ Андрея Чернявского, сокращение поступлений налога на прибыль испытал каждый третий региональный бюджет. Тяжелее оказалось с собираемостью в Чеченской Республике (-57%), Ингушетии (-46%) и Мурманской области (-32,7%). Лучшие показатели продемонстрировал бюджет Астраханской (84,8%), Калужской (66,6%) и Архангельской областей (66,2%).

Вопрос исполнения региональных бюджетов связан не только с вялым ростом собственных доходов. Это и уменьшение федеральных трансфертов, и одновременно увеличение расходной нагрузки, перечисляет г-н Чернявский. Речь идет об определенных федеральных мандатах, предписывающих регионам наращивать расходы. Эти расходы касаются в первую очередь майских президентских обещаний о повышении заработных плат для бюджетников.

Региональным бюджетам пришлось увеличить расходы на образование и здравоохранение (более 7,5%). При этом многие были вынуждены сокращать другие виды расходов. Так, регионы в 2012 году не осилили инвестиции в инфраструктурные проекты. В целом на поддержку экономики ушло не более 4%. Это несколько меньше затраченных в 2011 году средств. В целом по итогам 2012 года расходы региональных бюджетов выросли на 13,1%.

По мнению экспертов, ситуация складывается опасная. По словам г-на Чернявского, в ближайшие годы регионы будут наращивать дефицит бюджета из-за роста расходных статей, спущенных с федерального уровня. Эксперт Института им. Е.Т. Гайдара Илья Соколов полагает, что региональный долг будет увеличиваться, если только ситуация с обеспечением доходной базы не переломится. «Но это произойдет едва, поскольку резервы для наращивания налоговой базы ограничены. Реальных источников для децентрализации налоговых поступлений тоже нет. Единст­венным источником могут стать межбюджетные трансферты, но в планах Минфина их наращивания нет», — считает он.

«Региональным бюджетам выдали достаточно большой социальный мандат, а доходную базу не увеличили. Регионы оказались вынуждены занимать у федерального бюджета», — добавляет эксперт ЦМАКП Елена Пенухина. Чтобы переломить ситуацию, нужно увеличивать трансферты либо передать на региональный уровень часть НДС, предлагает она.

Pro
Все о Scrum и Agile — за 20 минут: удивительно краткая инструкция
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Худшая система мотивации, что я видел»: как платить бонусы управленцам
Pro
Где работать продакту, чтобы получать ₽300 тыс.: корпорация или стартап
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Реальны ли $40 за баррель: что ждет цены на нефть после прихода Трампа
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России