«Дружба народов» станет крепче
Проект реконструкции Всероссийского выставочного центра (ВВЦ, бывшая ВДНХ) обрел конкретные контуры. Как стало известно РБК daily, власти одобрили параметры редевелопмента исторической площадки, а также разработали транспортную схему, которая будет обслуживать обновленный ВВЦ. Мэрия Москвы согласилась со строительством около 700 тыс. кв. м парковок и коммерческой недвижимости. В Москомархитектуре уверены, что автомобильная нагрузка в районе выставки будет минимальной, так как 90% посетителей комплекса приезжают сюда на общественном транспорте.
Основные технико-экономические параметры редевелопмента ВВЦ Сергей Собянин одобрил еще 21 декабря 2012 года. Таким образом, мэр согласился с реализацией концепции развития территории бывшей ВДНХ, одобренной в марте прошлого года советом директоров ОАО «ГАО «ВВЦ» (69,79% уставного капитала компании контролирует правительство РФ, а 30,21% принадлежит столице).
В правительстве Москвы и ГАО «ВВЦ» подтвердили эту информацию. Объем нового строительства составит 492 тыс. кв. м коммерческой недвижимости (рекреационный центр, выставочный и гостиничный комплексы), а также 193 тыс. кв. м подземных автостоянок. Коммерческую зону сформируют в том числе океанариум, аквапарк, бассейн, конгресс-холл, выставочные павильоны, два отеля, роллердром, скалодром, кинозалы и несколько музеев.
Эти планы предполагается осуществить за пределами исторической части ВВЦ и его кольцевой дороги. Так, около 380 тыс. кв. м застройки расположится в районе арки Южного входа и Совхозного входа, а остальная часть будет распределена по всей территории выставочного центра. В этой же зоне будет построена основная часть парковок — 116 тыс. кв. м.
Окончательные объемы станут ясны после завершения разработки обосновывающих материалов для проекта планировки, сообщили РБК daily в ГУП НИиПИ Генплана Москвы (разработчик проекта планировки ВВЦ). По словам председателя Москомархитектуры Андрея Антипова, с одобренной концепцией развития ВВЦ согласуется его новая транспортная схема (проработана департаментом транспорта Москвы).
В прошлом году стройкомплекс сомневался в пропускной способности транспортной инфраструктуры вокруг выставочного центра, которая требовала щадящей застройки (см. РБК daily от 15.11.12). Сегодня транспортная схема ВВЦ «получается», утверждает Андрей Антипов.
Как выяснили чиновники, нагрузка на улично-дорожную сеть (УДС) в районе ВВЦ представлялась завышенной. Только 3—4% посетителей приезжают сюда на личном авто, 71% — на метро, а остальные добираются пешком и на общественном наземном транспорте. Прирост личного автотранспорта после завершения строительства составит около 7% и будет компенсирован новыми парковками и расширением улиц Вильгельма Пика и Сельскохозяйственной для общественного транспорта, считают чиновники.
Помимо расширения УДС, прилегающей к территории ВВЦ, московские власти планируют организовать маршруты подвоза посетителей от транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) «Владыкино» и «Ботанический сад», а также от южного вестибюля станции метро «ВДНХ». Они будут идти по улицам Ботанической, Вильгельма Пика, Сергея Эйзенштейна, по боковому проезду проспекта Мира, 1-му Продольному проезду, Останкинскому проезду, 1-й Останкинской улице, 5-му Останкинскому переулку и Хованской улице.
К лету ГАО «ВВЦ» планирует утвердить проект организации дорожного движения внутри выставочного центра. «Он будет корректироваться в зависимости от плана организации строительства», — заметили в компании.
ВВЦ сегодня занимает территорию 234 га. Его имущественный комплекс общей площадью 465 тыс. кв. м формируют 473 здания, в том числе 45 памятников федерального значения и один — регионального.
Строительство новых объектов будет осуществляться на так называемых неугодьях, которые входят в границы ВВЦ, но не относятся к его исторической части, рассказала РБК daily Наталья Сергунина, вице-мэр Москвы по имущественно-земельным вопросам и председатель совета директоров ГАО «ВВЦ».
По словам Сергуниной, в исторической зоне будет только реставрация. Ее бюджет, по самым скромным оценкам, превышает 500 млн долл. Износ коммуникаций бывшей ВДНХ достиг 100%, а зданий — 75%, объясняет генеральный директор ГАО «ВВЦ» Алексей Микушко. По его словам, каждый исторический павильон (из 45) требует вложений в размере около 1 млрд руб., а знаменитые фонтаны — в совокупности 1,4 млрд руб. В ходе реставрации существующих и воссоздания утраченных павильонов большую часть территории ВВЦ планируется превратить в «исторический выставочный парк», отмечают в НИиПИ Генплана.
Совокупные расходы на обновление территории ВВЦ составят около 2 млрд долл. «Мы планируем не только привести в порядок все здания и памятники, но и создать знаковое место в современной Москве, которое, несомненно, полюбится москвичам и станет визитной карточкой столицы», — говорит Алексей Микушко.
Чиновники намерены форсировать этот процесс, так как «в последнее время ВВЦ превратился в непонятное место с непонятными заведениями по краям», объясняет глава Мосгорнаследия Александр Кибовский. «Если мы три года ничего не будем там делать, все пойдет насмарку, — говорит чиновник. — В этом объекте должен кто-то ходить, жить и смотреть за ним».