Минпросвещения и ЦБ решили научить дошкольников финансовой грамотности
Минпросвещения совместно с ЦБ разработало методические рекомендации для воспитателей детских садов по развитию финансовой грамотности для детей в возрасте пяти-семи лет. Рекомендации направлены во все регионы, говорится в сообщении министерства, поступившем в РБК.
Программы предлагают игровой подход. Занятия рекомендовано проводить в доступной и комфортной для детей форме — театральных постановок, сказок, тематических игр в группе, образовательных веб-квестов. Это, по мнению разработчиков рекомендаций, поможет воспитать в детях трудолюбие, деловитость, предприимчивость, добросовестность, ответственность и самоконтроль, уверенность в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации. Рекомендации содержат перечень базовых понятий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.
Как отмечает Минпросвещения, в дошкольном возрасте финансовая грамотность нацелена на воспитание у ребенка бережливости, рационального поведения, ценностной оценки результатов труда.
«Экономическое воспитание позволяет формировать представление о финансовом мире, которое сможет помочь ему (ребенку) стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения», — указано в сообщении.
Участник проекта по разработке программ финансовой грамотности, заместитель директора по науке Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Иван Кириллов в разговоре с РБК отметил, что экономическое воспитание у старших дошкольников формирует разумное отношение к окружающей действительности.
«Обычный ребенок не живет в безвоздушном пространстве. Есть представление о всяких обменах, начиная от труда и заканчивая денежным обменом, от этого никуда не уйти. Она [программа] рассчитана на старший дошкольный возраст. В ней нет такого содержания, которое было бы абсолютно новым, просто собрано как программа и дополнено. Нужно интегрировать три подхода к воспитанию: экономическое, трудовое и нравственное вместе», — сообщил он.
Член СПЧ, руководитель московского отделения межрегиональной общественной организации по защите прав женщин и детей «Ассоль» Ирина Киркора поддерживает инициативу формирования финансовой грамотности у дошкольников. «Я считаю, что это важно, потому что паттерны, которые заложены в сказках, о том, что можно получить все, не приложив труда, очень часто в дальнейшем проявляются в неправильном поведении. Но нужно смотреть внимательно, что за программа», — отметила она. По ее мнению, необходимо уделить особое внимание формированию отношения детей к кредитной системе.
Ранее первый зампред ЦБ Сергей Швецов высказал мнение, что сказки формируют у россиян веру в легкое получение вознаграждений и вредят формированию культуры финансовой грамотности. «Мы детям рассказываем про золотую рыбку, про щуку. Вот смотрите: старший брат работает — он дурак, средний брат работает — дурак, младший сидит на печи, дальше он ловит щуку — у него все хорошо», — заявлял Швецов. «Мы должны отказаться от этого бэкграунда — обучать детей халяве. Это очень важно», — считает зампред ЦБ.