Общество, 12 мая 2007, 12:11

В России растет спрос на гламур и эзотерику

Объем книжного рынка в РФ оценивается почти в 2 млрд долларов. Ежегодно рынок увеличивается на 5%, но при расширении ассортимента, тиражи издательств падают: дело в том, что покупательная способность граждан не поспевает за ростом цен. Впрочем, издателей это, похоже, нисколько не смущает: на фоне сокращения продаж в абсолютном выражении, прибыль продолжает расти.
Читать в полной версии

Драйверами рынка выступают сегодня гламурное чтиво, эзотерика и деловая литература – именно эти "жанры" аналитики считают наиболее привлекательными для инвестиций.

Говоря о расширении ассортимента, необходимо отметить, что наиболее растущим на сегодня сегментом является художественная литература: по экспертным данным за 2006г. на нее приходилось 40,3% всех продаж, а следом шли сегменты прикладной, детской и деловой литературы (соответственно 19, 13,6 и 7,6%).

При этом любопытно, что в нише художественной литературы наиболее перспективными для инвестиций считаются сентиментальный (женский) роман и беллетристика – они занимают 4 и 15% рынка, в то время как детективы и фантастика пользуются все меньшим спросом, и сроки реализации подобных книг из года в год увеличиваются. Стоит отметить, что как перспективные женские романы, так и беллетристика в последнее время стали сосредоточением "гламура" (или "антигламура", что одно и тоже).

"Я считаю, что кроме сплетен, гламура и т.д. и т.п. есть еще и любовь, которую тоже можно здорово продать, – рассказала в эфире телеканала РБК писатель и новоиспеченный издатель Оксана Робски, имея в виду свои планы напечатать откровения певицы Тани Булановой. "На гонорары можно жить, особенно, если ты живешь на Рублевке", – не стесняется гостья программы "Сфера интересов".

Но в то время как гламурное чтиво набирает обороты, все больший интерес граждане проявляют не только к жизни на Рублевке, но и к иным мирам: в нише прикладной литературы наиболее динамичным считается сегмент эзотерики. Кстати, эзотерика во многом отвоевывает читателя у книг по общей психологии (их продажи снижаются). Эзотерика ежегодно предлагает своим читателям только новинок на 11-13 млн долларов, – подсчитали аналитики (для сравнения: суммарная стоимость новых поступлений в философской литературе не превышает 1 млн долларов).

А пока граждане РФ увлекаются гламуром и эзотерикой, на рынке детской литературы, говоря языком экономики, происходит коррекция: продажи книг для детей ежегодно сокращаются на 15% в связи с сокращением численности самих детей. По данным Минздравсоцразвития, в школы сегодня поступает вдвое меньше учеников, чем выпускается из них (единственные учреждения, где количество детей возрастает – это детские дома и интернаты для сирот).

Основной же проблемой книжного рынка на сегодняшний день, по мнению О.Робски , является пиратство. "Реально заявленные тиражи в 2 раза ниже, чем тиражи фактические". Причем пиратами выступают сами издатели, – озабочена убытками издатель.

По мнению же других экспертов, проблемы книжного рынка гораздо шире. Так, несмотря на развитие сетевой торговли, в России по-прежнему велик дефицит книжных магазинов (не достает нескольких тысяч). К тому же и появление сетей в ряде регионов под вопросом – вследствие того же роста цен на книги.

На фоне падающих тиражей, многие, включая главу Счетной палаты Сергея Степашина, председательствующего в Российском книжном союзе, заговорили о необходимости государственной поддержки книготорговли. Недавно была презентована национальная программа "Чтение", предполагающая поддержку писателей и поэтов, пишущих для детей, а также пропаганду чтения, механизмы его поддержки в малообеспеченных семьях и т.д. Но сами книготорговцы, кстати, довольные рентабельностью бизнеса, похоже, предпочитают оставаться вне этих дискуссий. "Государственная поддержка не обязательна, – считает гендиректор "Альпина Бизнес Букс", Алексей Ильин. – Рынок все расставит по своим местам".

Но пока рынок расставляет все по своим местам, интерес к чтению падает, как у детей, так и у взрослых. По данным исследований Российской национальной библиотеки, в 2006г. активными читателями себя считали 23% граждан, когда 37% признались, что вообще не читают ни книг, ни газет, ни журналов. При этом стоимость книг, похоже, является основным сдерживающим фактором для развития чтения: так, по данным исследований, большинство россиян (81%) предпочитает не покупать книги, а брать их у родственников или друзей, только 22% идут за книгами в магазин и 15% – иногда в библиотеки.

Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Ваш бизнес «родился» в начале 1990-х: как сохранить его сегодня
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Как часто компании подставляют друг друга — исследование
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов