Черная полоса столичного метрополитена
В бюджете города 2013г. на развитие метро заложено около 144 млрд руб. Тем не менее, от чрезвычайных ситуаций никто не застрахован. Сейчас в столичной администрации бурно обсуждается проведение массовых проверок как инженерии, так и подвижного состава. Причиной этому стала череда происшествий в метро.
«Общая протяженность линий у нас превышает 310 км, каждый через 188 станций проходят тысячи поездов, конечно, контролировать такую систему не просто», - сообщил в беседе с корреспондентом РБК один из работников подземки.
Тем не менее, теперь значительные средства администрация метро направит на проверку всех узлов и агрегатов, аналогичных тем, где в последние дни произошли сбои.
5 июня 2013г. городской метрополитен потрясли сразу два ЧП. В утренний «час пик» в 08:17 мск произошло возгорание кабеля на путях в тоннеле между станциями станции "Охотный Ряд" и «Библиотека им. Ленина». Это повлекло за собой серьезное задымление. В связи с пожаром пришлось закрыть "Охотный Ряд", "Лубянку" и "Комсомольскую". На других станциях из-за наплыва людей началась давка. Движение на Сокольнической линии от "Комсомольской" до "Парка культуры" было остановлено до 12:05 мск.
Через несколько минут после того, как движение возобновилось, произошло повторное возгорание. В результате происшествия движение поездов на всех станциях красной ветки внутри кольца вновь было остановлено. После того как пожар был потушен, шесть станций метро на Сокольнической линии внутри "кольца" были закрыты, 4,5 тыс. пассажиров пришлось эвакуировать, около сотни человек почувствовали себя плохо – подскочило давление, а у некоторых из-за стресса начались невротические реакции.
Десятки бригад «скорой помощи» дежурили у выходов из метро, властям пришлось пустить дополнительные автобусы, чтобы люди смогли добраться до работы, а Департамент культуры даже организовал «горячую линию», чтобы помочь студентам, опоздавшим в этот день на экзамены. Полностью восстановить движение в метро удалось только к середине дня.
Не прошло и нескольких часов, как из-за поломки подвижного состава было прекращено движение на Серпуховско-Тимирязевской линии метро. Поезд, следовавший по Серпуховско-Тимирязевской линии в центр города, встал на перегоне между станциями "Петровско-Разумовская" и "Тимирязевская".
"Сбой вызван техническими причинами. На место направлены сотрудники аварийных служб", - сообщили в Департаменте транспорта. Это происшествие не было столь серьезным, но, тем не менее, на общем фоне только подлило масла в огонь негодования пассажиров.
И.о. мэра Москвы Сергею Собянину пришлось извиняться перед москвичами за эти неприятности. Он также пообещал, что каждый госпитализированный в результате ЧП получит не менее 100 тысяч рублей компенсации.
Градоначальник вынес персональное предупреждение об ответственности начальнику метро Ивану Беседину. В свою очередь глава столичного метрополитена доложил о принятых кадровых решениях: главный инженер метро получил строгий выговор, а начальник службы электроснабжения - уволен.
Стоит отметить, что с 1 января этого года в России вступил в силу закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика. В нем говорится, что метрополитен обязан заплатить за вред жизни и здоровью, причиненный во время поездки в подземке.
Мэр подчеркнул, что оповещение пассажиров о ЧП в метро было организовано недостаточно хорошо, а информационная служба сработала не оперативно. Но уроки из этого и в дальнейшем не были извлечены в полной мере.
9 июня на новостных лентах вновь появилась информация о столичной подземке, и, к сожалению, она опять носила неприятный характер. От удара током на станции метро «Орехово» погиб машинист. 29-летний сотрудник метрополитена отогнал состав в отстойник, а выйдя из кабины, случайно дотронулся до находящегося под напряжением элемента. Врачи не смогли спасти мужчину.
Наконец, накануне произошло очередное происшествие. Снова в утренний «час пик» было прервано движение поездов от станции "Боровицкая" до станции "Нагорная". Неполадки возникли на перегоне "Серпуховская" - "Нагорная". Возникли проблемы с одним из составов, в результате произошло отключение контактного рельса, напряжения не было около 40 минут. В составе, который долго стоял в туннеле, находились около 900 пассажиров, еще 5 тыс. человек столпилось на платформах.
После того, как неисправность удалось устранить, за медицинской помощью обратились 14 пассажиров. Семь бригад «скорой» оказывали помощь пострадавшим.
Трое человек были доставлены в городскую клиническую больницу (ГКБ) N23 с диагнозом вегетососудистая дистония, один из них, получив необходимую медицинскую помощь, выписан. Двое доставлены в ГКБ N4, один - в ГКБ N6 (выписан), один - в ГКБ N63, двое - в ГКБ N20. Один из них, получив помощь, выписан, остальные пятеро от госпитализации отказались. У всех предварительный диагноз - вегетососудистая дистония.
Главе метрополитена Ивану Беседину и и.о. заммэра Москвы по вопросам транспорта Максиму Ликсутову пришлось объясняться перед журналистами за очередной сбой в подземке. Они заверили, что сломавшийся на "серой" ветке метро поезд до выхода на линию прошел все проверки и сообщили, что создана специальная комиссия для расследования причин происшествия.
В связи с этими событиями врио мэра Москвы Сергей Собянин потребовал от руководства московского метрополитена в кратчайшие сроки провести полную ревизию состояния энергохозяйства метро. "Я прошу провести масштабную ревизию энергохозяйства, а не только отдельных устройств, и сделать это в самые короткие сроки", - поручил С.Собянин, обращаясь к начальнику метрополитена И.Беседину.
Мэр потребовал закупить дополнительное оборудование для эвакуации маломобильных групп граждан на случай чрезвычайных ситуаций.Весь подвижной состав московского метро теперь, по словам властей, должен быть проверен на надежность сборки.
Прокуратура Московского метрополитена организовала проверку соблюдения законодательства о транспортной безопасности в связи с происшествием на Сокольнической линии метрополитена. По итогам проверки будет дана оценка полноты мер, принятых руководством подземки по устранению ранее выявленных нарушений.
Специалистам предстоит выяснить, с чем связана эта череда неприятностей – несчастливое ли это стечение обстоятельств или недосмотр руководства и слабый контроль в области безопасности.