Общество, 12 июл 2007, 01:09

Российское кино не доходит до зрителя

Российское кино отыгрывает утраченные позиции на собственном рынке у Голливуда: если еще 5 лет назад доля российских фильмов в общих сборах от кинопроката занимала 2%, в 2006г. – уже 25. Однако несмотря на то, что сегодня в РФ снимают как никогда много (200 картин в 2006г. против 150 лент, ежегодно выпускаемых в 80-х), эксперты не наблюдают перехода количества в качество. В силу законов рынка и дефицита экранов только десятки фильмов доходят до зрителя, а на внешних рынках реализуются лишь единицы.
Читать в полной версии

"Если картина не разрекламирована, ее просто не замечают, – заявил в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" гендиректор Universal pictures international Евгений Бегинин. – Но ведь зрителя нельзя обманывать постоянно! Целый ряд фильмов, которые вышли в сегодняшний прокат с высокими рекламными бюджетами, собрав по 10-15 млн долларов, оказались, мягко говоря, не достойными того уровня рекламы, который им сопутствовал". То есть взвинченные бюджеты на promotion замкнули рынок на дорогих фильмах: блокбастерах, боевиках и гламурных мелодрамах.

Реклама определяет коммерческий успех фильма на 30-40%, по сути, выступая единственной гарантией под возвращение инвестиций в производство кино, говорят эксперты. При этом продвижение фильма начинается одновременно с его съемками. Минимальный рекламный бюджет оценивается на уровне 0,5-2 млн долларов, но, как правило, составляет столько же, сколько само производство. "Решение о бюджете на продвижение фильма, о количестве копий принимается прокатчиками", – говорит директор по дистрибуции компании "Централ партнершип Sales House" Марк Лоло. То есть все упреки к качеству российских фильмов можно смело записать на их счет.

Однако прокатчики заинтересованы в том, чтобы привлечь как можно больше людей в кинозалы, таким образом аккумулируя средства для предложения новых экранов, на которых, возможно, зрители и увидят когда-нибудь те 141 фильм, что не вышли в прокат в 2006г. (из снятых 200 картин вышли в прокат всего 59 – 30%!). Немудрено, что прокатчики выбирают кино для масс, которое не отличается художественной ценностью. "Но вопрос еще и в том, что мы сильно преувеличиваем количество молодых и талантливых кинорежиссеров", – заявлял ранее РБК-ТВ Дмитрий Рудовский, гендиректор студии Art Pictures. Дело в том, что кинематограф еще не оправился от кризиса 90-х, когда многие специалисты оставили профессию, и сегодня ждать притока кадров уже неоткуда.

Как видим, на качестве кино сказывается немало факторов: это и собственно качество кинокадров, и вкусы прокатчиков, и дефицит экранов. "Пока в стране не будет 2-3 тысяч экранов, мы будем больше вкладываться в рынок, чем получать от него", – сетует Марк Лоло. Отметим, сегодня в России всего около 1,3 тысяч экранов (в СССР было порядка 10 тысяч), в США – 30 тысяч, а в крупных европейских странах по 5-7 тысяч. Именно поэтому у фильмов в российском прокате очень короткая жизнь: 2-4 недели (2-3 месяца на Западе). Такая гонка не позволяет "выжать" из фильма весь его коммерческий потенциал. "И кинотеатральный прокат сегодня в России воспринимается как база для того, чтобы отбить деньги, вложенные в кинопроизводство, – подчеркивает гендиректор "Каро Фильм" Игорь Ильчук. – Прибыль черпается от продажи прав на прокат в телевидении".

Некоторые эксперты связывают качество российского кино и с деградацией вкусов публики: ведь реклама работает только на первый уик-энд, на все остальные – сарафанное радио. Это также объясняет тот факт, что из 59 фильмов, вышедших на большие экраны в России в 2006г., только 15, по словам М.Лоло, стали коммерчески успешны.

Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам