Общество, 12 июл 2007, 21:36

В России процветает "подпольное" караоке

Рынок караоке за 90-ые гг. освоился в России, сегодня только в Москве его объем уже достиг 10 млн долларов. И так как цена входа на рынок невелика – порядка 100 тысяч долларов (для открытия ресторана в столице требуется в 5 раз больше), количество клубов с "пустыми оркестрами" – так переводится "караоке" с японского – продолжает расти.
Читать в полной версии

Однако нельзя сказать, что караоке в России стало массовой забавой: в Москве порядка 20 клубов, когда в Сеуле их почти 900! В странах Юго-Восточной Азии караоке предлагается даже во многих парикмахерских – для России это пока что крайность.

Тем не менее караоке представляет собой сегодня вполне обособленный сегмент российского шоу-бизнеса. Причем в России прижилась американская модель караоке-клуба, которая предполагает публичность исполнения "под шарманку" – караоке-исполнитель выступает на сцене, тогда как азиатская модель исходит из потребности в уединении любителей караоке: они поют либо в одиночестве, либо в узком кругу. Соответственно, и клубы разбиты на множество кабинок с караоке-аппаратом в каждой.

Но отличается российский рынок караоке также и непрозрачностью. "Нелегальный рынок, как всегда, больше, чем легальный", – сожалеет в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" директор по маркетингу компании "Сидиком" Дмитрий Бакутин. Клубы зачастую не заботятся о заключении договоров с авторами, а пиратская продукция распространяется в стране без особых препятствий, занимая 60% рынка.

Оговоримся, конфигурация рынка караоке представляет собой караоке-клубы и так называемое бытовое караоке. Последнее вошло в моду благодаря появлению DVD-проигрывателей с функцией "караоке". Но очевидно: в обоих случаях возникает проблема репертуара – собственно, чем заряжать караоке-аппарат или картридж для микрофона Leadsinger? И она решается за счет "очистки авторских прав" - либо за счет их нарушения. А нарушать авторские права много легче, чем соблюдать.

Отчасти это связано с тем, что устав Российского авторского общества (РАО) ранее не содержал дефиниции караоке, и это понятие формализовалось относительно недавно. Но главная причина бума "подпольного караоке", наверное, все-таки в отсутствии механизма защиты авторских прав в России. Эксперты объясняют востребованность контрафакта даже не низкими ценами (в три раза ниже), а шаговой доступностью лотков и киосков.

Тем временем правовая "очистка" одной песни обходится в 100-200 долларов. Это самый трудоемкий процесс в бизнесе: оптом – дешевле, хиты – дороже и т.д. Московским клубам легальное использование фонограмм обходится приблизительно в 15 тысяч рублей (ежемесячно). Правда, при этом закон "Об авторском праве" существуют только для тех, кто работает честно, – сетует Д.Бакутин. – Но пираты не работают по законам! В этом смысле участники рынка не жду большого эффекта от вступления в силу в 2008г. 4 части Гражданского кодекса, согласно которой организации, осуществляющие коллективные права, становятся более подконтрольны государству (за счет введения их государственной аккредитации).

Как видим, проблемы рынка караоке упираются в борьбу с контрафактом, которая в свою очередь замыкается на низовом уровне. Увеличение штрафов (в марте 2007г. с 200 тысяч рублей до 500) обернулось увеличением милицейских поборов: ведь лотки с контрафактом никуда не делись. Значит, нарушение авторских прав сводится к банальной коррупции в органах внутренних дел, судах и лишь в последнюю очередь к потребительской культуре. А культура потребления караоке тем временем расцветает в стране.

Столичные караоке-клубы практически не отличаются от фешенебельных ночных клубов: эксклюзивный интерьер, наличие VIP-залов и хорошая кухня. Но окупаются они быстрее: за 3-4 года, говорят участники рынка. Только за вход "певцы" готовы платить 10-20 тысяч рублей. К их услугам живые музыканты, back-вокалисты и весь антураж. "Люди могут проявить себя не только как обыватели, пришедшие попеть, они могут почувствовать себя артистами, – объясняет арт-директор одного из клубов, Елена Аджей. – Плюс ко всему предлагаются разные концепции для того, чтобы возбудить фантазию гостей. Проводятся конкурсы караоке с большим призовым фондом (130 тысяч рублей) и т.д.".

Остается добавить, наибольшей популярностью пользуются песни последней четверти 20 века: советская эстрада 80-ых гг., поп-музыка 90-ых гг. – и новые хиты. Западная музыка также в ассортименте. Караоке-бары пока что сконцентрированы, главным образом, в обеих столицах, но, по словам участников рынка, интерес регионов растет. Исследования говорят, что коллекции поклонников караоке в регионах богаче, чем в Москве или в Санкт-Петербурге.

Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику