Общество, 12 июл 2013, 01:04

Вагоны любой ценой

Читать в полной версии
Фото: РБК

Глава московской подземки Иван Беседин основательно подошел к конкурсу на поставку подвижного состава и его техобслуживание. Вначале он выберет консультантов, которые затем напишут требования к потенциальному поставщику 2 тыс. вагонов.

В ближайшие дни глава ГУП «Московский метрополитен» Иван Беседин даст распоряжение опубликовать на сайте госзакупок тендер среди консультантов на разработку документации по проведению открытого конкурса на выбор поставщика подвижного состава. Москва планирует до 2021 года закупить свыше 2 тыс. вагонов общей стоимостью около 200 млрд руб.

Концепция нового вагона Московского метрополитена постоянно меняется. В октябре прошлого года Иван Беседин сказал, что московское метро может отказаться от закупки вагонов с кондиционерами. «То холодно, то не работает, а окна закрыты», — объяснял он. Но позже мэр Москвы Сергей Собянин требования к вагонам изменил. Он пообещал, что все вагоны будут оснащены современной системой климат-контроля и интерактивными информационными экранами, которые подскажут, как быстрее всего добраться до нужной станции. В декабре Беседин заявил, что Московский метрополитен будет эксплуатировать поезда с откидными сиденьями. В новых поездах планируется установить сиденья, которые в час пик будут автоматически убираться, а потом возвращаться на свое место.

Теперь эти вопросы лягут на плечи консультантов. РБК daily удалось ознакомиться с критериями их отбора. Основное требование к ним — наличие как минимум трехлетнего опыта в сделках по приобретению пассажирского подвижного состава в России и его техническому обслуживанию стоимостью не менее 500 млн евро (коэффициент 0,2%). Кроме того, участники должны присутствовать в ключевых международных рейтингах (коэффициент 0,1). Большое внимание будет уделено участию претендента в проектах ГЧП стоимостью свыше 1 млрд евро и достигшим финансового закрытия в течение последних трех лет (коэффициент 0,2). Из этих критериев будет складываться 90% успеха претендентов. Их будет оценивать конкурсная комиссия. Только на 10% решение будет зависеть от цены контракта.

Предполагается, что конкурсом Ивана Беседина заинтересуются консорциумы, состоящие из специалистов по финансам, юридическим и техническим вопросам. Собеседник РБК daily, ознакомленный с техтребованиями к консультантам, утверждает, что на данный момент им может соответствовать консорциум из аудиторской компании Ernst & Young и юридической фирмы Freshfields. Ни в одной из компаний РБК daily желание участвовать в потенциальном конкурсе не подтвердили.

Предполагается, что тендер на выбор поставщика подвижного состава будет проведен до конца этого года. При этом победителю предстоит обслуживать поезда в течение всего жизненного цикла. Деньги будут выплачиваться в рассрочку в течение 30 лет. Участием в тендере уже заинтересовались Bombardier, Alstom, Siemens, Hyundai и CAF. Примечательно, что до сих пор иностранные компании не работали с Московским метрополитеном. Единственным поставщиком был «Трансмашхолдинг» в лице «Метровагонмаша». Московская мэрия на запрос РБК daily не ответила, в пресс-службе ГУП «Московский метрополитен» также не стали раскрывать подробности предстоящих конкурсов.

Иван Беседин не первый железнодорожный топ-менеджер, который проведению торгов предпочел двухуровневый тендер с полным структурированием сделки. Ранее его коллега из «Аэроэкспресса» Алексей Криворучко при выборе двухэтажного подвижного состава вначале разыграл консультационные услуги (тогда победила швейцарская компания Molinari Rail AG). Уже Molinari Rail AG определила шорт-лист компаний (выбор делался из французской Alstom, немецкой Siemens, чешской Skoda и швейцарской Stadler), а позже и победителя конкурса (Stadler), который поставит 150 единиц техники и будет производить ее техническое обслуживание.

Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании