Общество, 12 авг 2014, 01:25

Средний класс оставят без пенсии

Читать в полной версии
Фото: из личного архива

Противоречия между социальным и экономическим блоками правительства нарастают, и очередным этапом конфликта стало решение об изъятии пенсионных накоплений за 2015 год. Такое решение принимается уже второй год подряд; предполагается, что в качестве компенсации гражданам будет увеличена страховая пенсия. Экономические ведомства поддерживают накопительную пенсионную систему, социальный же блок пытается ее ликвидировать и пока одерживает верх, хотя аргументы у него весьма слабые.

Участие НПФ в системе обязательного пенсионного страхования было определено законодательно, и все это время пенсионные фонды реализовывали государственную социальную политику. В прошлом году правительство заявило, что работа негосударственных пенсионных фондов недостаточно прозрачна, и были введены жесткие меры: обязательное акционирование НПФ, их вступление в систему гарантирования пенсионных накоплений, а также передача фондов под надзор Центрального банка России. Большинство крупных фондов (в которых сконцентрировано около 90% пенсионных накоплений и застрахованных лиц) эту реорганизацию уже прошли или должны успеть пройти до конца года. Но этого оказалось мало. Теперь вице-премьер Ольга Голодец заявляет, что НПФ неэффективны: накопительная часть пенсии за год приросла всего на 4,7%, тогда как страховая часть — на 8%.

С этим аргументом можно поспорить. Страховая пенсия индексируется прежде всего за счет федерального бюджета, и пенсию теоретически можно повысить хоть в два раза — а затем говорить, что накопительная система работает в двадцать раз менее эффективно. Эти показатели просто нельзя сравнивать. Также нельзя оценивать результаты НПФ на отрезке в один год. Непонятно, наконец, откуда была взята оценка доходности в 4,7%. По данным ЦБ, средняя по рынку доходность составила 6,9%.

При этом доходность пенсионных накоплений под управлением Внешэкономбанка за первое полугодие 2014 года была как раз на уровне 4,8% годовых (ниже инфляции). Но никто почему-то не ставит вопрос об эффективности ВЭБа как государственной управляющей компании, так же как и не оценивается, например, эффективность выданных ВЭБом «олимпийских» кредитов.

Возможно, пенсионные накопления изымаются, поскольку в бюджете не хватает денег на другие статьи расходов. Однако это противоречит долгосрочным целям самой накопительной системы, которая задумывалась как способ снять будущую нагрузку на бюджет по выплате пенсий — продолжительность жизни растет, пенсионеров становится больше, а в трудовой возраст вступает весьма малочисленное поколение (то есть страховых взносов будет меньше). Государство, вводя накопительную часть пенсии, понимало, что в рамках обязательного пенсионного страхования сохранить уровень доходов будущих пенсионеров не получится, а поэтому решило создать подушку безопасности — долгосрочные накопления, на которые люди могли бы рассчитывать. Изъятие накоплений уничтожает эту подушку безопасности для работающих сейчас граждан.

А велика ли выгода? Суммарный трансферт из федерального бюджета в ПФР на выплату пенсий в 2014 году составит около 2,5 трлн руб. В результате моратория, как заявил министр труда Максим Топилин, бюджет «сэкономит» всего лишь 280 млрд руб. Но негативный экономический и политический эффект от этого решения гораздо больше. Эксперты говорят, что отсутствие этих денег на финансовом рынке приведет к спаду экономики — подорожанию кредита, разгону инфляции, многим другим негативным последствиям. На эту новость отреагировал и рынок госбумаг — стоимость заимствований для государства возросла.

Если спуститься на микроэкономический уровень, то 28 млн человек, сделавших выбор в пользу НПФ, обеспокоены: решение о «заморозке» лишает их части доходов, на которые они надеялись в старости. Только в прошлом году в связи с принятием решения об обнулении накопительной части для «молчунов» более 8 млн человек перевели свои накопления в НПФ. Также стоит вспомнить, что уже более пяти лет действует государственная программа софинансирования пенсии. По данным ПФР, 15,8 млн человек добровольно вступили в эту программу, а часть из них уплачивают дополнительные страховые взносы.

Теперь экономическое поведение всех этих людей может измениться: где стимулы копить, когда государство может в любой момент забрать эти накопления? Подобные решения усиливают недоверие к финансовым институтам вообще, а значит, еще меньше индивидуальных инвесторов будут выходить на финансовые рынки, вкладываться в инвестиционные фонды. Из финансовых инструментов сбережений останутся разве что банковские депозиты, но в условиях высокой инфляции они будут обесцениваться.

Изъятие пенсионных накоплений будет иметь и серьезные политические последствия. Граждан в течение десяти лет убеждали сделать свой пенсионный выбор. А теперь пресса и социальные сети переполнены негативными оценками объявленного правительством решения. Изменение пенсионных правил всегда отрицательно воспринимается избирателями и может привести к росту протестного голосования. А ведь решение об изъятии накоплений касается прежде всего экономически активных граждан, жителей крупных городов. По данным Ассоциации профессиональных актуариев, более половины клиентов НПФ и управляющих компаний — люди в возрасте от 25 до 40 лет.

Предложение же совсем отменить обязательную накопительную систему и заменить ее на добровольную, которое обсуждается сейчас в правительстве, трудно воспринимать всерьез. Механизм добровольных пенсионных накоплений действует в России с 1992 года, но пока что такие программы реализуются только в крупнейших госкомпаниях — «Газпроме», РЖД, «Роснефти» — и в некоторых крупных частных компаниях вроде ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза» и «Норильского никеля». Чтобы добровольные пенсионные программы стали массовыми, людям нужна уверенность в долгосрочной финансовой стабильности и в адекватном регулировании. Кто будет делать добровольные отчисления на пенсию, если в любой момент можно сказать, что система неэффективна, в НПФ сидят мошенники и их нужно закрыть?

Непопулярного решения с изъятием пенсионных накоплений можно было бы избежать. Один из вариантов — обязать пенсионные фонды реинвестировать часть полученных средств в государственные ценные бумаги, то есть заменить мораторий увеличением внутреннего долга. Для этого достаточно пересмотреть инвестиционную декларацию НПФ — указать, что, допустим, минимум 30% средств должны быть инвестированы в государственные обязательства (сейчас в госбумагах НПФ держат около 5% своих средств). Конечно, речь идет не о выплате текущих пенсий, а о больших экономических проектах — например, о строительстве платных дорог и другой инфраструктуры, которая окупается за длительный срок, 10—20 лет. Пенсионные фонды всегда подтверждали интерес к долгосрочным инфраструктурным вложениям. Беда только, что конкретных предложений от государства до сих пор нет.

Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Как будут устроены налоги для физических лиц с начала 2025 года
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам