Общество, 12 сен 2006, 16:15

Эксперты: Врачи материально заинтересованы в росте заболеваемости россиян

Российский фармацевтический рынок является одним из быстро растущих сегментов российской экономики. По словам председателя совета директоров ЦМИ «Фармэксперт» Юрия Крестинского, выступившего в программе «В фокусе» телеканала РБК, суммарный объем рынка в прошлом году составил 8,4 миллиарда долларов. Особенностью роста является тот факт, что рынок растет не только по причине увеличения объемов потребления лекарственных средств населением, а благодаря замене дешевых лекарств более дорогостоящими.
Читать в полной версии

Еще одна причина роста отрасли, по словам Юрия Крестинского, обусловила системы дополнительного лекарственного обеспечения населения (ДЛО), запущенная правительством в середине 2004 года. В рамках программы в 2005г. было затрачено из федерального бюджета $1,35 млрд, на которые пришлось 59% прироста рынка. В 2006г. на ДЛО выделяется порядка $1 млрд. Между тем научный руководитель института управления социальным здоровьем населения РФ Станислав Мезенцев считает, что некоторые производители фармацевтики, выпускающие препараты, аналогов которым нет, воспользовались ситуацией и подняли на них цены.

Напомним, что программа ДЛО с самого начала вызвала множество нареканий со стороны части экспертов. Специалистов не устраивала слабая законодательная база, долго согласовывался перечень лекарственных средств, которые должны предоставляться льготникам бесплатно по рецепту. Долгое время не были утверждены референтные цены, которые устроили бы и поставщиков, и власть. Кроме того, растущий фармрынок, по мнению специалистов, приносит больше выгод иностранным производителям и поставщикам лекарств, чем российским, так как на импортную продукцию приходится 76% продаж лекарств. Основную прибыль программа ДЛО приносит производителям дорогостоящих препаратов, например таких, как лекарства против рассеянного склероза, гемофилии и онкогематологических заболеваний. В стоимостном выражении на эти препараты идет основная часть средств, между тем их доля в общем количестве лекарств иногда достигает 1% от всех выписанных льготникам лекарств.

По словам Станислава Мезенцева, подавляющее большинство врачей материально заинтересованы в росте заболеваемости, в том смысле, чтобы это было основанием для выписывания рецептов из тех фармацевтических учреждений, с которыми существуют договора. «Поэтому получается, что вся наша медицина работает в качестве торговых агентов фармацевтических компаний», - говорит он.

Действительно, если посмотреть на реализацию программы ДЛО, создастся ощущение, что врачи не стесняются выписывать препараты. В этом году на программу выделено 29 млрд рублей, а израсходовано только за первые 5 месяцев 19 млрд рублей, т.е. 66,5% от годовой потребности. В большинстве регионов денежные лимиты на выписку препаратов уже исчерпаны. Если в 2005 году, во время запуска ДЛО, средняя стоимость одного рецепта колебалась на уровне 200-300 руб., то сегодня она составляет 500-700 руб. Нехватка средств на финансирование ДЛО заставляет забирать деньги для льготников из бюджета ДЛО на 2007 год.

По мнению Станислава Мезенцева, помимо врачей ситуацию ухудшает агрессивная политика фармпроизводителей. «Ставка делается на бесконечно больное и доверчивое население. Система социальной защиты и психологической защиты наших людей совершенно отсутствует, чем и пользуются гиганты фарминдустрии», - говорит он. Так, акции, просвещающие по поводу заболеваний, нередко финансируются фармацевтическими компаниями и поэтому чаще направлены на продажу препаратов, а не на информацию о профилактике заболеваний и сохранении здоровья. Например, рекламные ролики обычно пропагандируют применение тех лекарств, в "продвижение" которых вложено больше всего средств, а не тех, которые обладают действительно высокой эффективностью.

Рекламируется все - начиная от "естественных" средств для лечения насморка и заканчивая сложными кардиологическими лекарствами, в действии которых может разобраться только специалист. Таким образом, по словам Юрия Крестинского, только 60% фармацевтических компаний работают в плане рекламы этично. Часто производители лекарств придумывают симптомы, чтобы только продать новое лекарство. Такая практика развита не только в нашей стране, но и во всем мире. Например, несколько лет назад американские врачи обнаружили болезнь под названием "синдром социального беспокойства". На этот случай тут же придумали лекарство, продажи которого достигли сотен миллионов долларов. Однако после всех исследований оказалось, что болезнь выдуманная.

Чтобы подобных случаев в медицине не случалось, Станислав Мезенцев предлагает платить рабочим и служащим предприятий коммпенсацию за поддержание своего здоровья в отличном состоянии, а не врачам за лечение болезни. Его поддерживает аналитик журнала РБК Алексей Сапкин, который считает, что фармацевтические компании не заинтересованы в том, чтобы обучать своих потенциальных клиентов основам здорового образа жизни. «Мы наблюдаем обратное явление», - уверен он.

Пока же здоровье населения ухудшается день за днем. Только с 1 января текущего года число льготников увеличилось на 345 тысяч человек. Между тем, вместо программ по улучшению здоровья людей, Росздравнадзор собирается внести ряд существенных изменений в госпрограмму ДЛО. Для экономии выделяемых на госпрограмму бюджетных средств чиновники планируют исключить из списка ДЛО многие дорогостоящие препараты, а также ввести фиксированные цены на дженерики. Скажется ли это на фармацевтическом рынке, доподлинно неизвестно. Пока прогнозы оптимистичные. Заместитель генерального директора DSM GROUP Владимир Аверин считает, что объем фармацевтического рынка к 2010 г. увеличится почти в 2 раза и составит 16 млрд долл.

Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья