Страховщики пошли в турпоход
Тем не менее, рынок отформатирован - ушли "неуверенные в себе" игроки, и, что более интересно, повысился статус страховых компаний. Напомним, фингарантии туроператоров по новым правилам должны быть либо застрахованы, либо обеспечены банками (введение гарантий с последующим включением в государственный реестр заменило собой механизм лицензирования).
Но, получив возможность освоения нового рынка (который предполагает помимо страхования гарантий также ОМС – обязательное медицинское страхование выезжающих за рубеж) страховщики, прибегли к демпингу, считают эксперты: занижая цены на обслуживание гарантий, они фактически пошли ва-банк, рискуя разориться под шквалом страховых случаев (все-таки туризм – высокорисковый бизнес). Впрочем, расчет страховщиков может быть оправдан только трудностью подтверждения таковых случаев и дальнейшим повышением цен.
Средняя стоимость страхования составила 2 тысячи долларов (ранее говорили о 16!), это всего 1% от суммы гарантии (5 млн рублей), хотя Федеральная служба страхового надзора рекомендовала варьировать ставки от 1 до 2,5%. "Считаю, что применение подавляющим большинством нижней ставки из вилки Росстрахнадзора совершенно не оправданно, – заявил в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович. – Думаю, страховщики сами поймут это, когда столкнутся с выплатами". Вероятно, шла борьба и за передел рынка, предполагает эксперт: ведь ранее выйти на него было довольно сложно (рынок устоялся), и вот теперь появилась возможность приобрести новую клиентуру.
"То, что, происходило - захват рынка страховщиками, наверное, шло в ущерб понятию "риск предпринимательской деятельности", – соглашается начальник правового управления Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский. По его словам, сегодня страховщики думают о повышении требований к туроператорам. Кстати, банковские требования в этом смысле куда серьезнее: финансовая устойчивость, наличие недвижимости, определенные обороты и т.д. Но рынок все сбалансирует, - уверены в Ростуризме, надеясь на будущую конкуренцию между страховщиками и банками.
Помимо того, что банки предъявляют повышенные требования к операторам, которые хотели бы подстраховаться банковской гарантией, труднее будет и взыскать с них выплаты за понесенный ущерб: основанием для банковских выплат служит обязательное решение суда плюс отказ оператора добровольно оплатить претензии пострадавших туристов. Страховщики более "самостоятельны" – они в праве предоставлять выплаты, как в судебном, так и в досудебном режиме (по собственным правилам).
В любом случае, ни банки, ни страховщики в выплатах не заинтересованы. По словам, В.Канторовича, единственный, кто заинтересован в них – сам туроператор – если турист добьется выплаты в страховой компании, сумма страхового обеспечения оператора уменьшится, придется доплатить, а пока она не восстановлена, запрещена операторская деятельность – работа парализуется. "К страховщикам мало обращений. Нормальный туроператор, когда он существенно нарушает свои обещания перед клиентом, это может происходить как вольно, так и невольно, сам проводит выплаты в добровольном порядке".
Но если туропертор откажется от выплат, несмотря на существенные нарушения договора… По словам Е.Писаревского, пострадавшим туристам не придется превращаться в сутяг: никаких нестыковок с Гражданским кодексом или Страховым законодательством у закона "Об основах туристской деятельности" в новой редакции нет. Понятие "существенное нарушение" прописано в ГК – в него входит понятие "существенного недостатка", которое определено в законе "О защите прав потребителей". Есть и понятие "существенное нарушение требований качества безопасности туристского продукта" – это устойчивая терминология, существующая в праве и понятная юристам, – успокаивает Е.Писаревский. Если же говорить о конкретных примерах существенных нарушений – это невыполнение в указанные сроки перевозки и проблемы с размещением.
Оператор принимает на себя ответственность за всех контрагентов, и, прежде всего, отвечает перед клиентом, а уж потом взыскивает компенсации с перевозчиков, отельеров и т.п. участников бизнеса. В тоже время статья 9 новой редакции закона освобождает операторов от ответственности за третьих лиц с формулировкой: "Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо". Также в некоторых случаях освобождается от ответственности за задержку и перевозчик (статься 795 ГК) и т.д.
Как бы то ни было, на сегодняшний момент эксперты говорят только о двух фактах обращения туристов к страховщикам: в первом случае, турфирма, включенная, между прочим, в реестр, исчезла с кассой, а во втором – сама заявила о своей финансовой несостоятельности. В обоих случаях страховщики согласны возместить потерпевшим понесенный ущерб. Е.Писаревский также говорит о случаях, близких к "потребительскому терроризму": "когда туристам разъясняли, что обстоятельства, в результате которых они хотят получить деньги, не являются существенными нарушениями договора – они соглашались с этим и снимали свои требования".
Остается добавить, с 2007г. размер фингарантий для туроператоров, работающих на внешнем рынке, будет удвоен, составив 10 млн рублей. По мнению В.Канторовича, имело бы смысл повысить требования и к внутренним операторам. Ведь риск на внутреннем рынке подчас не меньше, чем на внешнем: "вернуть людей с Камчатки не дешевле, чем из Турции". Как уже говорилось выше, скорее всего ставки по обслуживанию гарантий также возрастут. Что, возможно, приведет к очередному сокращению числа операторов – на сегодня в реестр включены 3,5 тысячи операторов, застраховавших свою ответственность, а до 2007г. было выдано более 10 тысяч туроператорских лицензий! Большое количество компаний, регистрировавшихся раньше, брали туроператорскую лицензию "на всякий случай" – стоило это всего 30 долларов. Сегодня цену подняли в 67 раз, образно говоря, до 2 тысяч.