Общество, 12 сен 2014, 16:13

«Яндекс» обязали делиться с государством информацией о пользователях

Роскомнадзор внесет в пятницу, 12 сентября, в реестр организаторов распространения информации три сервиса «Яндекса»: облачное хранилище «Яндекс.Диск», сеть профессиональных контактов «Мой круг» и электронную почту. Это следует из сообщения на сайте ведомства. Роскомнадзор ведет этот реестр в соответствии с вступившими в силу 1 августа 2014 года поправками в закон «Об информации…» (так называемый закон о блогерах).
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

«Яндекс» на прошлой неделе получил от Роскомнадзора требование внести эти три сервиса в реестр, уточнили в интернет-компании. «Это требование означает исключительно то, что Роскомнадзор по просьбе правоохранительных органов запросил у нас контактные данные для связи по вопросам работы наших коммуникационных сервисов», – пояснила пресс-секретарь компании Ася Мелкумова. В ответ «Яндекс» направил данные для регистрации в реестре.

Организатор распространения информации (такой термин ввел закон о блогерах) обязан хранить на территории России в течение шести месяцев обезличенную информацию о действиях своих пользователей (например, об обмене электронными сообщениями), делиться этой информацией со спецслужбами и правоохранительными органами в случаях, оговоренных в других законах.

С требованием внести в реестр именно эти сервисы «Яндекса» к Роскомнадзору обратилась ФСБ, пояснил РБК замруководителя Роскомнадзора Максим Ксензов. Он не исключил, что в реестр попадут и другие проекты «Яндекса», но соответствующего запроса от ФСБ ведомство пока не получало.

Под определение «организатор распространения информации» попадают коммуникационные сервисы: мессенджеры, социальные сети, форумы, stand-alone блоги или персональные сайты, где есть возможность оставить свой комментарий (например, navalny.com Алексея Навального или kermlinrussia.com Арсения Бобровского и Екатерины Романовской). По закону такие площадки также должны уведомить Роскомнадзор о начале своей деятельности в качестве организатора распространения информации. Если это не будет сделано, ресурс может быть оштрафован (юрлицо – на 10-300 тыс. руб.).

Роскомнадзор заносит зарегистрированные площадки в специальный реестр, находящийся по адресу http://97-fz.rkn.gov.ru/organizer-dissemination/viewregistry/. Посмотреть список всех площадок в нем нельзя – нужно вводить в строке поиска конкретные URL-адреса. Пока сервисов «Яндекса» в реестре нет.

Первой среди площадок в реестр Роскомнадзора 4 сентября попала социальная сеть «ВКонтакте». Ксензов пояснил, что Роскомнадзор обращался одновременно к нескольким площадкам — Rambler&Co, Mail.ru Group, «Яндексу». Ресурсы попадают в реестр постепенно, в зависимости от того, как быстро соберут все необходимые документы. Неделю назад пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский уточнял, что первыми были запрошены документы четырех интернет-компаний: «ВКонтакте», «Яндекс», Rambler&Co, «Мамба». Последняя управляет двумя сайтами знакомств – mamba.ru и wamba.ru. Они были занесены в реестр 9 сентября. Проекты Rambler&Co и Mail.ru Group в реестре обнаружить не удалось. Директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев вопросы по реестру не комментирует. В Mail.ru Group пока не ответили на запрос РБК.

Дарья Луганская

Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России