Посадка самолета в поле, 12 сен 2023, 09:03

Самолет «Уральских авиалиний» совершил экстренную посадку в поле. Главное

Самолет А320 «Уральских авиалиний» сел в поле в Новосибирской области. На борту никто не пострадал. Причиной произошедшего стал частичный отказ гидравлики. СК возбудил уголовное дело. Главное о происшествии — в материале РБК
Читать в полной версии
Фото: Гульнара Иванова / ТАСС

Airbus A320 авиакомпании «Уральские авиалинии», который летел из Сочи в Омск, совершил экстренную посадку в Новосибирской области. По данным перевозчика, никто из пассажиров не пострадал. Травм не было, но помощь медиков понадобилась одному человеку из-за повышенного давления, уточнили в областном Минздраве. СК возбудил уголовное дело.

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Что произошло

  • «Самолет Airbus A320, выполнявший рейс U6-1383 по маршруту Сочи — Омск, совершил экстренную посадку вне аэродрома. Посадка прошла благополучно, экипаж оперативно произвел эвакуацию пассажиров. На борту находился 161 пассажир, пострадавших нет», — сообщила авиакомпания.
  • Управление МЧС по Новосибирской области уточняет, что в самолете находились шесть членов экипажа, а среди пассажиров — 21 ребенок. Baza утверждает, что на борту были четверо граждан Казахстана.
  • Минздрав Новосибирской области подтвердил, что травм никто из пассажиров не получил. «На месте помощь понадобилась только одному человеку по поводу повышения артериального давления», — указали в ведомстве.

Где сел самолет

Фото: Яндекс.Карты
  • Губернатор Новосибирской области Андрей Травников рассказал, что посадка была совершена в 9:44 (5:44 мск) в районе села Убинское, которое расположено в центральной части региона.
    Посадка самолета в поле в Новосибирской области. Фоторепортаж
    Фотогалерея
  • Росавиация уточнила, что борт сел «на подобранную с воздуха площадку» близ деревни Каменка в 180 км от Новосибирска, в Убинском районе области.
  • «Разрушений воздушного судна, строений и сооружений на земле нет. К месту посадки следуют шесть пассажирских автобусов для доставки людей в пункт временного размещения», — рассказали в МЧС. Авиакомпания позже уточнила, что пассажиров разместили в ДК села Убинское и позже доставят в Омск.
  • Житель Убинского района заявил РБК, что после посадки экипаж отвел пассажиров на безопасное расстояние. Видимых травм у людей он не увидел. «Возгорания воздушного судна тоже не было. Некоторые из пассажиров пытались дозвонится до родственников, спрашивали, где они точно находятся», — добавил он.

Версии произошедшего

  • ТАСС со ссылкой на губернатора Омской области Виталия Хоценко сообщил, что самолет сел из-за проблем с гидросистемой. Об этой версии сообщали «РИА Новости» и «Интерфакс» со ссылкой на экстренные службы, а также телеграм-каналы «112» и Mash.
  • «Известия» опубликовали запись разговора пилотов, один из которых заявил о проблемах с гидравликой. «Потеря гидравлики. <...> Принимаем решение на Новосибирск», — сказал он.
  • Генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов на пресс-конференции подтвердил, что причиной экстренной посадки стал частичный отказ гидравлики.
  • «Когда отказывает «зеленая» гидросистема (одна из трех в Airbus. — РБК), то неадекватно работают закрылки и спойлеры, поэтому увеличивается посадочная дистанция», — пояснил он. По его словам, на подлете к Омску экипаж решил уйти на второй круг, подсчитал посадочную дистанцию, и она оказалась близкой к предельной. «Поэтому с целью повысить надежность этого полета, посадки они ушли в Новосибирск», — сказал Скуратов.
  • В интервью «Новосибирск-онлайн» глава авиакомпании позже пояснил, что топлива для полета было достаточно, однако оно быстро начало расходоваться в условиях сильного ветра, а также из-за выпущенных шасси, которые не удалось убрать. Поэтому дотянуть до аэропорта лайнеру не удалось.
  • Росавиация создала комиссию для расследования причин и обстоятельств инцидента с самолетом «Уральских авиалиний».
  • Скуратов сообщил, что перевозчик проведет оценку самолета вместе с Международным авиационным комитетом (МАК).
  • По факту произошедшего межрегиональное следственное управление на транспорте СК возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, предусматривает наказание в виде лишения свободы до двух лет). Проверку начала Западно-Сибирская транспортная прокуратура. По данным последней, самолет совершил посадку «по технической причине».

Что такое гидравлика и чем опасен ее отказ

Потеря гидравлики для самолета — то же, что для человека потерять кровь, объяснил РБК летчик-испытатель, авиаэксперт Виктор Заболотский.

«Это один из элементов системы, который управляет всеми системами силовыми. И шасси, и закрылки, и различные механизмы — все это жидкость, масло, которое позволяет использовать гидросистему для того, чтобы управлять. Поэтому потеря этой жидкости говорит о том, что управлять самолетом просто невозможно», — сказал он.

Эксперт предположил, что, скорее всего, оставались «последние капли или, так сказать, литры жидкости», которой еще можно было управлять. «То, что они дотянули и сделали, — это замечательно, потому что, я смотрю, у них и шасси выпущено, и самолет не имеет серьезных повреждений», — сказал Заболотский.

Полный отказ системы гидравлики может привести к полной потере контроля над воздушным судном, что представляет собой наиболее сложный и опасный сценарий, отметил в разговоре с РБК Андрей Петраков, авиаэксперт и основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов RunAvia.

«В случае полного отказа всей системы управления самолетом сделать ничего невозможно, и судно оказывается в критической ситуации, из которой спасти его практически невозможно. Однако, вероятно, в данном конкретном случае произошел частичный отказ, что позволило летчикам удачно посадить самолет», — добавил он.

Вероятность отказа всех гидравлических систем счел надуманной версией экс-командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов. «Если вытекает или отказывает одна, то остальные выполняют функции, и можно производить безопасный полет. Поэтому, я думаю, что полный отказ гидравлической системы — это из серии очень сложных придуманных версий», — сказал он в разговоре с РБК.

Что известно о самолете

  • Из данных Flightradar24 следует, что самолет Аirbus A320–200, который совершил экстренную посадку, выпустили около 20 лет назад, «Уральские авиалинии» взяли его в операционный лизинг в 2013-м. До этого лайнер эксплуатировался двумя арабскими авиакомпаниями.
  • Бортовой номер лайнера — RA-73805, он имеет сертификат летной годности до 31 декабря 2024 года, следует из данных портала russianplanes.net. Там также говорится, что самолет изготовили в Тулузе.
  • Гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов заявил, что самолет был куплен в США, и у него не было технических проблем. «Все в порядке. Нормальный боевой рабочий самолет», — сказал он. По его словам, авиакомпания постарается его восстановить.

Кто управлял самолетом

  • Изначально Baza сообщала, что самолетом управляли капитан Сергей Белов и второй пилот Эдуард Семенов. Белов в соцсетях позже заявил, что на рейсе был не он, а его полный тезка.
  • Как сообщили в «Уральских авиалиниях», командир А320 — 32-летний Сергей Белов. Авиакомпания называет его потомственным пилотом, отец Белова был в том числе командиром экипажа Ту-154, дед был штурманом авиаэскадрильи стратегических ракетоносцев Ту-16.
  • Второй пилот — 56-летний Эдуард Семенов. Он выпускник Актюбинского высшего летного училища Гражданской авиации. В авиакомпании работает с 2013 года.
  • Всего на борту было шесть членов экипажа. Их фотографию на фоне севшего в поле самолета «Уральские авиалинии» опубликовали в своем телеграм-канале.
  • Экипаж экстренно севшего А320 будет отстранен на время расследования, сообщил перевозчик. «Будет писать море объяснительных, будет беседовать со Следственным комитетом, прокуратурой, со мной», — рассказал глава «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов.

Экстренная посадка А320 — это уже второй случай в истории «Уральских авиалиний», когда лайнер вынужденно сел вне аэродрома и удалось избежать жертв.

В 2019 году у А321, выполнявшего рейса Москва — Симферополь, возникла проблема с двигателем почти сразу после взлета. Пилоты приняли решение сажать лайнер в кукурузное поле. На борту было 225 пассажиров, несколько человек получили травмы, но все остались живы. «Уральские авиалинии» объяснили отказ силовых установок столкновением с птицами.

Пилотов Дамира Юсупова и Георгия Мурзина наградили званиями Героев России.

Pro
Закат звезды Далио: почему стратегия инвестора больше не работает
Pro
Да хоть на Луне: что такое частная LTE-сеть, кому нужна и как запустить
Pro
Как бизнес-ангелы зарабатывают на «единорогах»: советы Оскара Хартманна
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Как заключать внутрисемейные сделки, чтобы их потом не оспорили кредиторы