Главное, 12 сен, 16:14

Глава СПЧ призвал прекратить снимать школьников с уроков по «указивке»

В школьном образовании необходимо сформировать ядро, снизить нагрузку на учеников и перестать снимать их с уроков на мероприятия, заявил глава СПЧ Валерий Фадеев. В совете выяснили, что школьники в неделю заняты больше взрослых
Читать в полной версии
Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Чрезмерная нагрузка на российских школьников отчасти объясняется постоянным отвлечением учащихся на различные контрольные мероприятия, олимпиады, субботники, праздники и так далее. К такому выводу пришли авторы доклада Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), представленного в пятницу журналистам главой совета Валерием Фадеевым.

«Отвлечение школьников должно иметь серьезный характер. Нельзя по любой указивке отвлекать школьников от уроков, потому что их учеба — это главное. Даже по сравнению с олимпиадой и даже по сравнению с городскими праздниками», — сказал Фадеев. По его оценке, приоритета урока нет, он исчез, школьников таскают «куда попало».

В докладе члены совета отметили, что фактически по предмету может быть меньшее количество уроков, чем на него отведено в расписании, из-за контрольных и Всероссийских проверочных работ (ВПР), олимпиад, субботников. В совокупности эти мероприятия исключают из учебной программы заметное количество уроков. Например, проведение ВПР «выбрасывает» из расписания от трех до восьми уроков, к тому же дополнительные уроки забирает «натаскивание» на написание ВПР. Результаты ВПР имеют значение для рейтинга школы и могут влиять на зарплату учителя, поэтому в школах им уделяют большое внимание. По словам Фадеева, оценка школы по результатам ВПР — «это неправильная история».

Школа вообще, по замечанию авторов доклада, стала площадкой, «которую различные структуры используют для реализации своих интересов, весьма условно связанных с образовательным процессом»: со стороны администрации школы, региональных и муниципальных органов власти и других организаций регулярно приходят запросы на участие учеников школ в различных проектах.

В целом у современных российских школьников нагрузка больше, чем у взрослых, подсчитали авторы доклада, в числе которых председатель Фадеев, первый проректор Института развития образования Сахалинской области им. Гуревича Владимир Иконников, профессор РГПУ им. Герцена, народный учитель России Сергей Рукшин. Начиная с пятого класса нагрузка на учащихся превышает максимальную продолжительность рабочей недели, установленную трудовым законодательством для взрослых (40 часов), а в старших классах превышение почти полуторакратное — примерно до 55–56 часов в неделю, указано в докладе.

При расчетах учебный час приравнивался к астрономическому, указано в докладе. Как пояснил журналистам председатель совета Валерий Фадеев, такое приравнивание допустимо, учитывая, что взрослые в большинстве своем не работают беспрерывно по восемь часов в день.

Для снижения нагрузки нужно пересмотреть подходы к образованию, считают в СПЧ. «Необходимо выделить фундаментальное ядро среднего образования, которое включает в себя предметы и материалы, формирующие мировоззрения ученика <...>, причем гуманитарное и естественно-научное», — сказал Фадеев. Когда будет определено ядро, может быть скорректирован и сам процесс обучения, продолжил он: «Учебники должны быть созданы и скорректированы с учетом ограничений по времени. Не может старшеклассник 60 часов учиться в неделе. В ядре должно остаться столько, на изучение чего требуется 40 часов в неделю».

По учебникам, по мнению членов СПЧ, «тоже надо взять себя в руки и ясно сказать, что ничего в математике и геометрии не изменилось со времен Евклида», а потом выбрать наилучшие для обучения учебники. «Байки о том, что что-то быстро меняется в нашем мире, что надо все время издавать новые учебники, — это ложь», — заявил Фадеев, указав, что все изменения происходят в передовых областях науки, которые школьникам не преподаются.

Учитывая регулярно звучащие призывы взять лучшее из советской школы, члены СПЧ подсчитали, что количество часов, отведенных на освоение образовательной программы, по сравнению с советским периодом сократилось или осталось неизменным, а содержательное наполнение программ возросло. Это увеличивает нагрузку на учителей и учеников, указали в СПЧ. Например, по сравнению с советским периодом учебный материал по физике вырос примерно на треть, а время, необходимое для его освоения, напротив, сократилось примерно наполовину.

Как учили в СССР и сейчас

  • В современной программе по русскому языку для 5–9-х классов по сравнению с программой 1957 года добавлено несколько десятков новых тем. При этом общая продолжительность часов, отведенных на изучение русского языка и литературы в восьмилетней советской школе (1959 год), была больше, чем в современной девятилетней школе.
  • На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится четыре часа в неделю (всего 540 часов). В советский период на математику в начальной школе выделялось 612 часов, а обучение длилось три года.
  • Для освоения современной программы по физике базового уровня отведено 374 часа, в советское время на физику выделялось 510 часов, при этом программа с того времени заметно расширилась.

Отказываться от домашней работы нельзя, уверены в СПЧ, однако необходимо модернизировать содержание домашних заданий с учетом развития интернет-технологий. Внедрение информационных технологий на уроках и для выполнения домашних заданий также беспокоит членов СПЧ, так как видеоматериалы плохо усваиваются, а сами школьники, используя интернет для учебы, неизбежно отвлекаются на не связанные с учебой интернет-ресурсы.

Отметили в СПЧ и невысокое качество современных учебных материалов, что приводит к тому, что почти четверть учеников начинают заниматься с репетитором уже со второго класса. В условиях «чехарды» учебных программ и учебников невозможно подготовить квалифицированных специалистов — предметников в вузах, а также синхронизировать содержание программ, предупреждают в СПЧ. Например, в феврале 2024 года Минпросвещения издало приказ, предполагающий исключение предмета «Основы духовно-нравственной культуры России» из программ 5–7-х классов с последующей интеграцией его содержания в курс «История нашего края». Однако уже в январе 2025 года было объявлено, что с 2026/27 учебного года этот предмет вернется в российские школы, указано в докладе.

Авторы доклада призвали тщательно проанализировать указанные в нем факты. «Мы не можем сказать: давайте вот это будет изучать, а вот это не будем. Ученые должны сказать, научное сообщество», — указал Фадеев.

ФНС может посчитать продажу в соцсетях бизнесом. Как избежать штрафов
Vanke на грани дефолта: почему китайская недвижимость все еще в кризисе
5 главных ошибок на ПСН: за что можно попасть на штрафы и доначисления
«Зафлексить проект» и «апдейтнуть»: как офисы заговорили на языке зумеров
Как Еврокомиссия предложила использовать €210 млрд российских резервов
Минфин собрал заявки на дебютные ОФЗ в юанях. Стоит ли их покупать
Как продвигать частную школу в России
Китай опасается пузыря на рынке роботов-андроидов. Что с ними не так