Общество, 12 окт 2015, 00:25

Рынки вместо магазинов

Читать в полной версии
Фото: Феоктистов Дмитрий/ТАСС

Более выгодное предложение на рынках увело потребителей из «Магнитов». В 2015 году сезонный эффект оказался сильнее, чем обычно: трафик в «магазинах у дома» в третьем квартале упал на 2,1%, в гипермаркетах — на 4,6%.

9 октября крупнейший российский ретейлер «Магнит» первым из публичных розничных компаний опубликовал неаудированные операционные результаты за третий квартал и девять месяцев 2015 года. По итогам девяти месяцев выручка выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 26,99%, до 688,6 млрд руб.

Темпы роста выручки остаются высокими, но с начала года постепенно снижаются: в первом квартале выручка по отношению к аналогичному периоду 2014 года выросла на 33,4%, во втором квартале — уже на 27,6%, а в третьем — на 21,5%, до 234,9 млрд руб.

На выручку третьего квартала серьезнее, чем в прошлом году, повлиял сезон урожаев, замечает финансовый директор «Магнита» Хачатур Помбухчан (в прошлом году рост выручки в третьем квартале составил 34,15%): «С июля по сентябрь активизируются рынки, которые выставляют более дешевые сезонные товары. С начала года зарплаты не растут, а продовольственная инфляция растет, поэтому покупатели не могут тратить больше средств на продовольствие. Когда люди беднеют, цена для них становится более важным фактором». По его словам, структура чека показывает, что потребитель выбирает наиболее дешевые товары. С начала 2015 года продовольственная инфляция составила 10,2% по сравнению с 8,4% за аналогичный период прошлого года.

В июле—сентябре этого года упал также и трафик в магазинах «Магнита» (учитываются точки, проработавшие не менее года). Если в третьем квартале прошлого года в целом по группе («магазины у дома» и гипермаркеты) число посетителей росло на 6,4%, то в третьем квартале этого года трафик сократился на 2,1% (подробно​сти в графике).

Эксперты Sberbank CIB в своем исследовании поведения среднего класса «Потребительский индекс Иванова» за третий квартал предупреждали, что в летние месяцы продажи российских ретейлеров, в частности «Магнита» и «Дикси», могут быть ослаблены из-за общего сокращения потребления вместе с расширением продовольственного предложения по привлекательной стоимости на рынках. ​Почти половина респондентов исследования (45%) ответили, что из-за ослабления рубля (с 55 руб. за доллар в начале июля примерно до 71 руб. за доллар в конце августа) они стали меньше тратить на продукты. Более трети респондентов (36%) заявили, что сократили вообще все расходы, опасаясь дальнейшего ухудшения экономической ситуации. И почти 70% россиян стараются покупать более дешевые товары первой необходимости, а также отказались от «импульсных» покупок.

«Магнит» (№8 в рейтинге РБК 500) — крупнейший ретейлер России. На конец сентября сеть компании объединяла 11,4 тыс. магазинов: 9,2 тыс. «магазинов у дома», 208 гипермаркетов, 127 магазинов «Магнит семейный» и 1,8 тыс. магазинов «Магнит Косметик»). Ретейлер не планирует снижать динамику открытия новых магазинов, ради чего готов поступиться частью прибыли, говорил в начале октября основатель и основной владелец компании Сергей Галицкий.

9 октября бумаги ретейлера на Лондонской фондовой бирже выросли на 2,89%. Капитализация компании составила $24,4 млрд.

Лидогенерация «любой ценой» устарела: 6 рабочих стратегий в маркетинге
ИИ пришел в адвокатуру: кого он оставит без работы
Война, мир и «чеховское ружье». Три сценария для экономики России
«Пламя дефолтов поднимается»: почему обвалился рынок долга и что делать
Стратсессия, которая работает: от генерации идей до плана на 30 дней
Как убедить суд не сажать топ-менеджера в СИЗО
Мосбиржа хочет собирать «инвестиционные истории» клиентов. Кому это нужно
Uber для рекрутинга: как доставлять офер в разы быстрее