Общество, 12 ноя 2007, 14:01

Торговля аудиокнигами ежегодно растет на 30%

Объем российского книжного рынка оценивается более чем в 2 млрд долларов. Несмотря на огромный ассортимент (в 2006г. было выпущено 102 тысячи наименований), совокупные тиражи книг последние 5 лет резко сокращаются.
Читать в полной версии

При этом в среднем книги ежегодно дорожают на 20%. Но рынок не может без конца прибегать к повышению цен, и эксперты прогнозируют падение объемов книжной торговли с 2008г. Тем временем, пока классическая книга переживает не лучшие времена, развивается торговля аудиокнигами с ежегодными темпами в 30%.

"Оценка рынка печатной книги в 2 млрд долларов сильно занижена, – не соглашается с общепринятыми данными по объемам рынка в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" гендиректор консультационной компании "Дымшиц и партнеры" Михаил Дымшиц. – В 2007г. объем книжного рынка составит 6,5-7 млрд долларов. Но даже такие цифры не должны никого вводить в заблуждение, так как в 2007г. объем книжного рынка упадет. Потому что люди читают все меньше и меньше".

Похоже, производители аудиокниг считают, что граждане просто не успевают читать. Оглядываясь на успех рынка аудиокниг в США (20% книжного рынка), генпродюсер компании "Эксмо-Сидиком" Кирилл Красильников сообщает: "Наш рынок молодой. Задел для роста велик: рынок растет в целом на 30% в год, и в 2007г. он должен собрать по России 18 млн долларов".

То есть в лучшем случае доля аудиокниг составит 0,9% книжного рынка. Но откуда берется уверенность, что в РФ аудиокниги станут так же популярны, как в Америке?

В странах ЕС рынок аудиокниг остановился в росте, набрав 2,5% книжного рынка. "Формат слушания сегодня переживает очередной цикл моды. Подобное случается каждые 15-20 лет", – подчеркивает М.Дымшиц.

Причем в последнее время популярность аудиокниг едва ли не напрямую связана с бурными темпами автомобилизации, являясь, скорее, веянием моды - ведь нельзя слушать аудиокниги бесконечно. С другой стороны, эксперты-оптимисты указывают такие формы аудиослушания помимо автомобильного, как слушание в mp3-плеере или домашнее слушание. Они связывают надежды и с появлением новых продуктов на рынке аудиокниг: учебных пособий и мультимедийных аудиогидов (помимо детской или взрослой литературы).

"Весной мы проводили небольшое социологическое исследование, и выяснили, что слушание в машине занимает всего лишь 20% потребления, остальные слушают дома, – говорит К.Красильников. – Или число аудиалов велико, или это очень модно". "Или исследование некорректно, – добавляет М.Дымшиц. – Некорректно поставлен вопрос: одно дело, где вы слышали, и другое – где вы слушаете. Понятно, что автомобилистов меньше, чем пешеходов, но слушают аудиокниги, главным образом, автомобилисты.

Большой вопрос вызывает и качество аудиокниг, замечает руководитель группы маркетинга по образовательным проектам фирмы "1С" Игорь Кузора. Помимо 30 крупных игроков (издателей и разработчиков) на рынке орудует немало пиратов. И спасением от контрафакта может послужить только сетевая дистрибуция. По словам эксперта, продажи через сети "1С-мультимедиа" примерно такие же, как и через книжные магазины. Средний тираж книги, выгодный для разработчика, – порядка 500 экземпляров, 1000 – для издателя.

Как бы то ни было, аудиокнига вполне сможет отвоевать 20% книжного рынка в РФ при условии значительного сокращения рынка печатной книги. В ближайшие 3-5 лет цены на традиционные книги в стране достигнут европейского уровня – в 8-15 евро за экземпляр, не скрывают издатели. Но ведь также и не секрет, что покупательная способность граждан РФ в несколько раз ниже этой способности у граждан ЕС и США: все чаще книготорговцы и эксперты говорят об обвале книжного рынка. Издатели возражают, что им куда выгоднее печатать глянцевые журналы и рекламные буклеты.

"В случае с аудиокнигой, я думаю, она будет становиться массовой, - говорит К.Красильников. – Это во многом определят усилия маркетологов". И судя по всему, аудиокнига уже пошла в народ: на фоне нехватки книжных магазинов в регионах, там растут продажи аудиокниг. Если раньше, по словам экспертов, на Москву и Санкт-Петербург приходилось 80% продаж, сегодня - только 50. "Но аудиокнига - это всегда суррогат, – напоминает М.Дымшиц. – Ведь книга подразумевает активное участие человека в чтении. Хуже аудиокниги только телевизор".

Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях