Auchan протрезвел за МКАД
Лишение алкогольной лицензии для гипермаркетов Auchan в Московской области заставило ритейлера изменить внутреннюю IT-систему. О том, что Auchan временно не торгует алкогольными напитками во всех 11 областных магазинах, стало известно в понедельник днем. Без продаж алкоголя торговец будет терять по 15,5 млн руб. в день, а его конкуренты могут перетянуть покупателей к себе.
О том, что ритейлер временно не торгует алкогольными напитками во всех областных 11 магазинах, официально стало известно в понедельник днем, однако приобрести алкоголь в подмосковных Auchan нельзя было уже в минувшую субботу. Как пояснила РБК daily директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова, Министерство потребительского рынка и услуг МО приостановило лицензию на продажу алкоголя, после того как Росалкогольрегулирование (РАР) выявило ошибки в декларациях об обороте.
Auchan уже подал скорректированные декларации. Как быстро ритейлер восстановит свою лицензию, не известно. «Мы впервые сталкиваемся с такой проблемой», — добавила представитель компании.
В Auchan отмечают, что ошибки в алкогольной отчетности возникли из-за изменения правил предоставления деклараций об обороте алкоголя, которые требуют более детализированную информацию о продукте.
Новые правила подачи алкодеклараций начали действовать 28 августа 2012 года. Основные изменения заключались в том, что если раньше подобная процедура была предусмотрена только для производителей спиртного и оптовиков, то теперь к ним добавились розничные торговцы алкоголем, в том числе индивидуальные предприниматели, продающие в розницу пиво и пивные напитки. А вместе с расширением круга лиц, обязанных подавать декларации, увеличилось и количество форм деклараций. Кроме того, появились четкие сроки подачи отчетности.
«Если раньше предприятия розницы должны были подавать декларации только в субъект, выдавший им розничную лицензию, то есть в данном случае в департамент торговли и услуг Московской области, то теперь их необходимо предоставлять и в Росалкогольрегулирование», — говорит источник в РАР. Перед вступлением в силу новых правил специалистами РАР проводилась разъяснительная работа по новым правилам с представителями крупнейших ритейлеров через АКОРТ. «До этого розница не подавала деклараций по установленной единой форме в разрезе марки литража. Поэтому с точки зрения программ управленческого учета вполне может что-то сбоить», — допускает собеседник издания.
Как пояснила г-жа Курносова, современная система контроля остатков не позволяет осуществлять подобную детализацию в автоматическом режиме. Сейчас компания занимается изменением IT-системы, которая в будущем позволит отчитываться правильно. Какие убытки Auchan несет, пока не торгует алкоголем, представитель сети затруднилась озвучить.
Генеральный директор компании «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров подсчитал, что потери непосредственно от прекращения продаж алкогольной продукции составят по всем объектам сети Auchan примерно 15,5 млн руб. без НДС в день, однако с учетом сокращения сопутствующих продаж и отказа части покупателей от посещения магазина в связи с невозможностью приобрести алкогольную продукцию потери могут вырасти примерно до 36 млн руб. без НДС в день.
«Нам казалось, что все всё поняли: в новых правилах подачи деклараций нет ничего сверхсложного, и у нас нет никаких претензий, к примеру, к Х5 Retail Group или «Дикси». Так что если в Auchan не смогли справиться с введенными правилами, то это удивительная для нас ситуация, честно говоря», — добавляет источник газеты в РАР. Представители Х5 Retail Group и «Дикси», опрошенные РБК daily, подтвердили, что у них не возникало проблем с алкорегулятором.
Если прекращение продаж алкоголя не превысит десяти дней, имиджевых потерь, как считает г-н Бурмистров, ритейлеру опасаться не стоит. Покупатель в среднем посещает магазин не чаще одного раза в неделю и не успевает скорректировать свое покупательское поведение. Но при более длительном сроке тенденция перетока покупателей к конкурентам будет усиливаться, особенно если проблема не будет решена до начала декабря.
Получить оперативный комментарий в Министерстве потребительского рынка и услуг Московской области не удалось.