Общество, 12 дек 2005, 12:12

"Война и мир": Премьера в Большом все-таки состоялась

Большой театр представил премьеру оперы Сергея Прокофьева «Война и мир». Музыкальным руководителем постановки был Мстислав Ростропович, однако за несколько дней до премьеры он отказался встать за дирижерский пульт. Большой, тем не менее, показал спектакль, хотя и был вынужден перенести на три дня премьеру.
Читать в полной версии

Дирижировал премьерным спектаклем музыкальный руководитель Большого Александр Ведерников. Автором режиссерской концепции и художественным руководителем постановки выступил Борис Покровский, впервые в 1959 году поставивший оперу в полной редакции на сцене Большого театра. Постановщик нынешнего спектакля - Иван Поповски, много работавший в Центре оперного пения Галины Вишневской.

Идея обратиться к «Войне и миру» возникла у руководства Большого давно. Но, как известно, «Война и мир» - опера масштабная, в которой 64 основных действующих лица. В эпизоде Бородинского сражения на сцене одновременно находятся 200 исполнителей - 100 артистов хора, 70 артистов миманса и 30 исполнителей основных партий. Такую громоздкую постановку трудно уместить на небольшой сцене, каковой является новая сцена Большого театра, а основная сцена сейчас реконструируется. Поэтому предполагалось, что этой оперой откроется обновленная старая сцена в 2008г. Однако именно М.Ростропович настоял на том, чтобы не откладывать работу над «Войной и миром» и показать оперу на новой сцене.

Перед режиссером и сценографом (Александром Боровским) стояла трудная задача. Необходима была глобальная сценографическая идея, которая позволила бы справиться с проблемой нехватки пространства. Еще до премьеры было объявлено, что на сцене будут установлены 7 станков различной высоты и длины, управляемых электроникой, которые смогут перемещаться в различных направлениях и создадут возможность вести действие на разных планах - на высоте от 1 до 4 метров от уровня сцены.

В реальности зритель видел огромную стену, часть которой могла выдвинуться и образовать, например, балкон, чтобы на него вышла Наташа Ростова. Другое перемещение платформы - и появился бальный зал. С такими схематичными декорациями, фактически служащими лишь для расширения сцены, диссонируют костюмы, исторически точные, детально проработанные и сами по себе, безусловно, интересные. Однако был решен главный вопрос, который, как представляется, по преимуществу волновал постановщиков, - пространственный.

В еще более сложной ситуации оказался А.Ведерников, которому в короткий срок не только нужно было вписаться в постановочную бригаду, но и вжиться в чужую музыкальную концепцию. Ведь опера огромна не только по числу действующих лиц, но и по объему музыки, которую написал Прокофьев. Композитор дописывал оперу практически всю жизнь, и полная редакция так и не была сформирована. Поэтому постановщик, работая над версией оперы, должен исходить из собственного понимания произведений Толстого и Прокофьева.

Несмотря на все трудности, спектакль действительно состоялся. Оркестр и хор звучали гармонично и точно, работа певцов в целом удачна. Запомнился и Андрей Григорьев в роли Болконского, и Роман Муравицкий, органично сыгравший роль Пьера Безухова. А партию Кутузова с блеском спел и вовсе оперная звезда первой величины - Паата Бурчуладзе. Но, вероятно, самой впечатляющей оказалась работа дебютантки Екатерины Щербаченко в роли Наташи Ростовой. Несмотря на юный возраст, певица продемонстрировала и качественный вокал, и актерское мастерство.

Премьерные показы спектакля состоятся также 13, 14, 27 и 28 декабря.

Pro
Специалисты рискуют остаться без работы: как новый ИИ упростит Photoshop
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку