Общество, 13 мар 2013, 01:05

Операторы держат на балансе много «железа», которое им не нужно

Читать в полной версии
Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Инфраструктурная компания «ИНФРА инжиниринг», ставшая основным подрядчиком по строительству сетей «Ростелекома», планирует превратиться в строительную компанию широкого профиля. Помимо традиционных проектов для мобильного и интернет-бизнеса компания хочет участвовать в строительстве сетей четвертого поколения. Одновременно компания пытается получить лицензии на создание энергетической инфраструктуры и войти на рынок дорожного строительства. О том, почему операторам выгоднее арендовать сети связи и как найти инвесторов на масштабные строительные проекты, рассказал корреспонденту РБК daily АНАСТАСИИ ФОМИЧЕВОЙ владелец и председатель совета директоров холдинга «ИНФРА инжиниринг» СЕРГЕЙ ОГОРОДНОВ.

— Операторская инфраструктура для голосовых услуг построена уже достаточно плотно. Куда дальше будете развиваться?

— В России по-прежнему не построены сети 4G. При этом на сегодняшний день к наземным сетям подключено менее 30% базовых станций, работающих еще по технологии 3G. При полноценном функционировании 4G объем передачи данных вырастет во много десятков раз. Без оптики это будет невозможно, поэтому операторы закладывают большие объемы строительства для создания сетей беспроводного широкополосного доступа.

С другой стороны, операторы стараются снизить объемы своих капитальных затрат в связи с тем, что мобильный рынок в его денежном объеме достиг апогея и не будет расти такими темпами, которые он показывал в последние годы. Количество новых услуг растет, но операторы не могут сохранять прежние темпы в абсолютной их величине. Выход из данной ситуации — сокращение капитальных затрат, в том числе за счет объединения инфраструктуры и строительства линии связи для совместного использования. Подобные проекты находятся сейчас у нас в разработке.

— С кем из российских операторов вы сейчас сотрудничаете? Как делятся заказы по крупным игрокам?

Мы работаем со всеми основными операторами, но самые большие объемы строительства приходятся традиционно на «Ростелеком». Так сложилось исторически: одна из наших компаний — «Союз-Теле­фон­строй» — изначаль­но создавалась и раз­вивалась как организация по строительству фиксированных магистральных сетей. 80% подобной инфраструктуры в нашей стране создается за счет «Ростелекома», и естественным образом значительная часть наших заказов приходится на него.

Проект строительства мобильных сетей был запущен в прошлом году, сейчас мы освоили этот бизнес, но его объемы пока отстают от показателей строительства фиксированных сетей.

— На российский рынок выходят новые игроки с частотами LTE, например «Основа телеком». Они обращались к вам за сотрудничеством в развертывании сетей 4G?

— Сейчас все находится на стадии переговоров, мы пока не видели технических заданий на стройку, оборудование. Надеемся, наш «Союз-Телефонстрой» поучаствует в этом процессе строительства сетей.

— Назревает ли конкуренция между крупными инфраструктурными компаниями? Появились «Русские башни», например...

— «Русские башни» вышли на рынок раньше нас, у них есть иностранные инвесторы. «ИНФРА инжиниринг» пошла другим путем, прямой конкуренции у нас не возникает. Уверен, пирога в телекоммуникационном бизнесе пока хватит на всех.

— Вы озвучивали планы по созданию инвестфонда для финансирования ваших инфраструктурных проектов. По какой схеме он будет взаимодействовать со строительной компанией?

— С осени прошлого года я и мой партнер занимались оценкой спроса иностранных инве­сторов на вложения в российские проекты. Существует высокий спрос, однако конъюнктура довольно быстро меняется. Например, скандал с задержками олимпий­ской стройки серьезно напугал некоторых иностранных финансистов. Мы решили начать с точечных инвестиционных проектов и с инфраструктурным фондом в широком масштабе подождать до конца лета.

Что касается «ИНФРА инжиниринг», то холдинг будет привлекаться в качестве партнера в СП либо на конкретные строительные проекты в рамках общего конкурса. Понятно, что в большинстве случаев они будут из интересных «ИНФРА инжиниринг» областей, в том числе потому, что в этих направлениях у нас есть определенный опыт, проверенные партнеры и т.д.

— Операторы «большой тройки» задумались о создании инфраструктурной компании, чтобы перейти на модель аренды инфраструктуры у какого-то стороннего собственника. Вы готовы инвестировать средства в сети связи самостоятельно?

— На сегодняшний день многие ведут переговоры с операторами мобильной связи о создании инфраструктурной компании, благодаря которой операторы могли бы арендовать недвижимость и сразу же получать живые деньги за предоставление услуг под своим брендом. Но на мой взгляд, без «Ростелекома» такое объединение нецелесообразно, так как он владеет оптоволоконной сетью, которая необходима для современных мобильных технологий. Сами по себе антенно-мачтовые сооружения без подключения к сети практически ничего не стоят, смысла их арендовать нет.

Переговоры проходят нелегко, тем не менее все понимают важность такой организации.

— Вы заинтересованы в покупке операторской инфраструктуры под такие проекты?

— В одиночку это делать не готовы — проект требует слишком значительной кредитной емко­сти. Но акционерные сред­ства, которые мы зарабатываем на строительном бизнесе, при ­со­инве­стировании другими заинтересованными лицами могут быть направлены в отдельную компанию. В ней «ИНФРА инжиниринг» могла бы быть миноритарным акционером и одновременно двигателем процесса, потому что ИНФРА — един­ственный крупный строительный холдинг, который может выступить подрядчиком не только строитель­ства, но и обслуживания большой сети. Я знаю, что опыт индийских и американских инфраструктурных компаний в подобных проектах достаточно успешен.

— Если вы претендуете на миноритарную долю, как видите распределение остальных долей? Примут ли операторы участие в акционерном капитале?

— Это могут быть операторы или любой другой стратегиче­ский инвестор. Данный вопрос обсуждается с широким кругом участников. Какие будут доли, пока сложно сказать. Но интересы операторов сближаются, чем больше возникает проблем с капитальными вложениями и операционными затратами. Думаю, в ближайшие год-два определится база, на которой будет создаваться инфраструктурная компания, а также участники и подрядчик.

— Какие проблемы сейчас препятствуют созданию инфраструктурной компании?

— У каждого оператора своя конфигурация сети, и это одна из основных проблем в данном вопросе. Только непосвященный человек может предложить: «Давайте все сбросим в одну кучу, перемешаем, получится отличный коктейль, и все будем его пить из трубочки». Пересечений сетей на самом деле немного, как бы ни думалось ранее и как бы ни хотелось операторам. Не совпадают точки, где находятся башни, различаются вендорские программ­ные продукты даже у одного и того же оператора в разных регионах. Идеальных участков сетей, где совпадали бы все параметры, очень мало.

Операторы держат на балансе много «железа», которое им не нужно, но покупателя для такого объема оборудования нет.

— Вы стараетесь перейти из разряда строителя инфраструктуры во владельца. Чем вас привлекает этот бизнес?

— Выкупить башни операторов и сдавать их в аренду выгоднее, чем получать доходы за подряд в тех случаях, когда в регионе неразвита телекоммуникационная инфраструктура. С другой стороны, обслуживание уже развитой инфраструктуры с точки зрения объемов бизнеса может быть выгоднее и продолжительнее по времени, чем разовое строительство. Мы стараемся максимизировать объем обслуживания в том числе потому, что строительный бизнес более рисковый, а обслуживание — это постоянный процесс, это ежемесячные платежи операторов за поддержание инфраструктуры.

— Вы заключаете договоры обслуживания на всех объектах строительства?

— Мы можем службу эксплуатации оператора перевести к себе в штат и таким образом сократить затраты клиента. Максимальной эффективности проект достигает, когда несколько операторов передают подрядчику свои сети.

Задача «ИНФРА инжиниринг» на ближайшие два года — развить бизнес таким образом, чтобы объем обслуживания не уступал объему строительства. Это в том числе повышает привлекательность сотрудничества с нами со стороны российских и зарубежных фондов и банков. Мировой опыт показывает, что такие инфраструктурные проекты даже в кризис удачно размещаются на биржах.

— Какие еще направления вы развиваете помимо сотового бизнеса?

— Нам интересна инфраструктура в целом. Например, строительство электрических сетей и подстанций. Сейчас обсуждаются несколько идей партнерства с компаниями, которые работают в данной отрасли. Мы получаем лицензии, разрешения и планируем участвовать в ближайшее время в тендерах МРСК на подобные виды работ.

Большой интерес вызывают проекты, связанные с так называемыми умными транспорт­ными системами (управление движением, gsm-r, безопасность пассажирских и грузоперевозок), например, для РЖД. В основе таких проектов — телекоммуникационная инфраструктура (ВОЛС, спутниковая и мобильная связь). Понятно, что тут у нас одна из лучших компетенций.

— Для выхода на рынок энергетического строительства вам не хватает только лицензий?

— Главное, что необходимо приобрести, — компетенции и опыт работы, и лучше это сделать через партнеров. Стоит объединиться с компанией, которая давно присутствует на этом рынке. Еще одно перспективное направление бизнеса — дорожное строительство. «ИНФРА транспорт» разрабатывает проекты частно-государственного партнерства в этой сфере. Возможно, мы будем привлекать иностранного парт­нера, который привнес бы не только современные технологии, но и свои средства, для того чтобы выкупать объекты и держать их на балансе.

— Почему вы хотите развиваться именно в этих направлениях?

— Линии связи, электричества, дороги — это проекты с наиболее протяженной инфраструктурой, они не связаны друг с другом только на первый взгляд. Наш холдинг имеет опыт создания инженерных сетей, которые строятся вдоль дорог, поэтому мы могли бы заниматься генподрядом, а субподрядные компетенции отдать опытному в этом направлении партнеру. Также за нами может быть строительство подстанций вдоль новых трасс.

— Государство сейчас усиленно привлекает операторов связи к покрытию федеральных дорог. Вам интересны такие проекты для инвестиций?

— К сожалению, не все они окупаемы. Естественно, нам неинтересно участвовать в неокупаемых проектах. Но если мы понимаем, что есть другой проект, благодаря которому можно заработать, в совокупности это может быть интересно.

— «ИНФРА инжиниринг» ведет переговоры о продаже пакета. На каких условиях вы готовы с ним расстаться?

— Вопрос привлечения инве­стора не новый для нас и очень сложный: мы хотим не просто выручить деньги за продажу доли — партнер должен быть интересен с точки зрения дальнейшего развития бизнеса. В связи с этим идут переговоры с телекоммуникационными, энергетиче­скими, дорожно-строительными и другими инфраструктурными компаниями. Пока конфигурация конкретной сделки непонятна. Это может быть и сложная сделка с обменом акциями, доплатами и реинвестированием этих средств через нашу концессионную компанию в проекты, которые будет выполнять строительная организация.

— Раньше предполагалось, что на блокпакет претендуют не энергетические и дорожные, а управляющие компании. Ваши планы изменились?

— Как показал опыт, оптимальной формой сотрудничества с такого рода компаниями является их акционерное участие в отдельных проектах, в которых участвует «ИНФРА инжиниринг». Наши соинвесторы смогут зарабатывать прибыль, например, на эксплуатации дороги, а мы — еще и на строитель­стве. За счет участия государства в строительстве платных дорог риск таких проектов минимален. Если концессия частная и связана со строительством сетей связи, риск остается тоже на хорошем уровне для фондов: заказчиками выступают крупные операторы с гарантированным объемом бизнеса. Остается только риск строительной организации, но в данном случае мы его хеджируем собственной гарантией цены (смета не будет увеличиваться в процессе реализации). В энергетике, дорогах и других отраслях мы не сможем предоставить такие гарантии, для этого понадобятся профессиональные партнеры с точной сметой. Мы всегда согласимся подвинуться немного в маржинальности проекта, чтобы дать заработать фондам обещанный уровень доходности.

— «ИНФРА инжиниринг» планировала заняться строительством сетей связи за рубежом. Какие подобные проекты сейчас рассматриваете?

— На сегодняшний день мы скорректировали стратегию: смотрим на трансграничные проекты. Сейчас нам может быть интересен, к примеру, проект по прокладке подводного морского кабеля, который задевает Аляску и соединяет Северную Америку с нашим материком. Возможно, отечественным операторам интересен этот маршрут транзита трафика, потому что он позволяет присоединяться не только на западе Европы, но и со стороны Дальнего Востока к Азии. В России сейчас есть масса амбициозных проектов, и лучше сконцентрироваться в своей стране на других услугах, чем распыляться на соседние страны.

— Как вы распределяете свое время и силы между холдингом и привлечением иностранных инвесторов в собственные проекты?

— Становление холдинга практически завершилось, сейчас мы объединяем весь наш строительный бизнес (а это несколько компаний) под единым брендом нашего основного актива — «Союз-Телефонстрой». Таким образом, в холдинге будет одна большая телекоммуникационная строительная организация, одна сервисная (Национальная телекоммуникационная сервисная компания) и небольшие компании по другим направлениям бизнеса (например, «ИНФРА транспорт»). Задача-максимум выполнена, остается только работать. Я уже не занимаюсь операционной деятельностью холдинга практически год — компанией руководит Иван Витальевич Дадыкин, мое же внимание сейчас сконцентрировано на инвестиционном поле, преимущественно европейском.

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту