Общество, 13 мар 2014, 01:04

Проверка связи с Каримовой

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) и прокуратура Нидерландов расследуют работу VimpelCom Ltd. в Узбекистане. Они запросили у компании документы о деятельности дочернего оператора Unitel. «Дочка» VimpelCom семь лет назад сотрудничала с компанией Takilant: прокуратура Швеции подозревает, что через нее дочь президента страны Ислама Каримова — Гульнара получила выплаты от сотовых компаний за право работать в Узбекистане.

«Документы, которыми заинтересовались регуляторы, касаются деятельности нашей компании в Узбекистане. Никаких конкретных претензий пока предъявлено не было», — сообщил РБК daily представитель VimpelCom Артем Минаев. О продолжительности проверок он ничего не сообщил, отметив, что по примеру других компаний сроки расследования могут занять длительное время. «Участие в расследовании Комиссии по ценным бумагам и биржам США объясняется тем, что акции VimpelCom торгуются на NASDAQ, мы одновременно подчиняемся голландскому и американскому законодательству», — добавил Минаев.

По данным Bloomberg, интерес SEC может быть связан с отношениями оператора с узбекской компанией Takilant в 2007—2009 годах. В документах VimpelCom, поданых в SEC за 2013 год, сказано, что оператор связи «сотрудничал с Takilant в прошлом» для покупки частотной лицензии в Узбекистане.

Takilant была миноритарием узбекской «дочки» VimpelCom — Unitel в 2007—2009 годах. Имя этой компании упоминается в деле о коррупции с участием шведско-финского оператора TeliaSonera (у него в Узбекистане компания Coscom) и правительством республики. Расследование в 2012 году начала прокуратура Швеции. Она подозревает TeliaSonera в выплате в 2007 году около 340 млн долл. старшей дочери президента страны Гульнаре Каримовой за право работать в Узбекистане. Деньги перечислялись через подконтрольные ей фонды, а также на счета Takilant, принадлежащие ее знакомой — модельеру Гаянэ Авакян. После «выплат» TeliaSonera получала 3G-лицензию и частоты, а также часть активов, находившихся в собственности Takilant.

Артем Минаев подтвердил РБК daily, что VimpelCom действительно сотрудничал с Takilant на протяжение двух лет, но о связи текущих проверок с деятельностью узбекской компании ему ничего неизвестно.

Вопрос о правилах работы телекоммуникационных компаний в Узбекистане активно обсуждается после ухода с рынка этой страны в 2012 году МТС. Причиной произошедшего считается конфликт Гульнары Каримовой и Бекзода Ахмедова, директора узбекской «дочки» МТС компании «Уздунробита». В Швейцарии и Швеции до сих пор арестованы счета, предположительно принадлежащие Каримовой.

После ухода МТС доля Unitel на узбекском рынке сотовой связи составила 54%, доля Coscom — 41%. В 2013 году Unitel увеличил выручку на 46%, до 676 млн долл., EBITDA — на 73%, до 439 млн долл., рентабельность EBITDA — с 54,6 до 64,9%. На долю Unitel приходится почти 35% доходов бизнес-единицы «СНГ» VimpelСom (в 2012 году этот показатель составлял 26,4%).

Во вторник на фоне новостей о начале расследования акции VimpelСom на NASDAQ упали на 2,15%, до 8,66 долл.

VimpelСom Ltd. — один из крупнейших операторов связи в мире. Компании предоставляют услуги под брендами «Билайн», «Киевстар», Djuice, Wind, Infostrada, Mobilink, Leo, Banglalink, Telecel и Djezzy. По состоянию на 30 сентября 2013 года общее количество абонентов оператора составляло 219 млн. 47,9% VimpelCom принадлежит телекоммуникационному холдингу «Альфа-Групп» Altimo, 43% — норвежской Telenor, 9,2% — миноритарным акционерам.

Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть