Общество, 13 мая 2011, 15:23

ЕГАИС внедрят в магазинах и палатках: будет ли новый алкокризис?

Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), практически остановившая продажи крепких напитков в РФ в 2006г., уже в 2015г. может стать обязательной для всей розничной торговли, то есть ЕГАИС оснастят все торгующие алкоголем магазины и палатки. Об этом РБК сообщили источники в правительстве РФ.
Читать в полной версии

ЕГАИС до самых до окраин

"Повсеместное внедрение в розничном секторе ЕГАИС может быть осуществлено до конца 2014г., учитывая число объектов в рознице, которые потребуется охватить, - порядка 200 тыс.", - сообщил источник об имеющейся в аппарате правительства предварительной, пока сугубо аналитической оценке.

Несмотря на официальные заявления Белого дома, что правительство не планирует в обозримой перспективе вводить дополнительные меры по контролю за розничной продажей алкоголя, вероятность внедрения в этом секторе ЕГАИС велика. Как следует из имеющейся у РБК копии протокола совещания, состоявшегося под председательством главы правительства Владимира Путина 22 апреля 2011г., Росалкогольрегулированию поручено внести в правительство РФ предложения о применении ЕГАИС при розничной продаже алкогольной продукции.

Источник в правительстве обозначил, что изучается вариант поэтапного внедрения системы начиная с торговых сетей. "Еще не скоро внедрение достигнет сельских магазинов", - заверил чиновник.

Первостепенность включения в ЕГАИС крупных торговых сетей обусловлена простотой их интеграции с системой. "Крупные ретейлеры фактически уже включены в ЕГАИС", - заметил источник, вероятно, подразумевая ИТ-взаимодействие с оптовыми компаниями и наличие технологических платформ учета товара в крупных сетях. К тому же в правительстве уверены, что установка специализированного программного обеспечения ЕГАИС не будет дорогим обременением для таких компаний.

Выигрыш в соответствии с этими планами превзойдет все затраты: владельцы торговых точек смогут гарантировать своим покупателям легальность продаваемой продукции. "Появится способ каждому покупателю проверить легальность каждой бутылки", - размышляет чиновник.

Между тем очевидно, нелегальная водка присутствует отнюдь не на полках крупных торговых сетей. Однако именно им придется "обкатывать" систему, быть первопроходцами розничного ЕГАИС в силу своей организованности и наличия уверенного государственного контроля за их деятельностью, в том числе через закон о торговле.

Однако розничный ЕГАИС - это не просто технология с фискальным акцентом, это скорее девальватор рисков" для власти в отношении контроля необузданного алкогольного рынка и еще более необузданного потребления крепких напитков россиянами. "Где-то теневой рынок возникает. Пока мы долгое время предполагали, что нелегальная продукция появляется на уровне оптовиков. В этой сфере почти 30 тыс. компаний зарегистрировано, а по факту работает пятая часть. Остальные просто имеют лицензию. Однако контроль только производства и опта недостаточен - нужно видеть всю цепочку", - обосновал один из мотивов возможного внедрения ЕГАИС правительственный чиновник.

Фискальный переполох

Другой мотив внедрения системы как раз фискальный. Связан он с планами Минфина о поэтапном повышении акцизов до 2014г. включительно. Тем же протоколом совещания от 22 апреля Минфину поручено представить соответствующие предложения до 15 мая 2011г. в правительство.

Эксперты не исключают, что розничный ЕГАИС стал своеобразным компромиссом между Минфином и Росалкогольрегулированием. "Введение ЕГАИС при розничной продаже связано с сильным ростом акцизов на спирт после 2011г. Очень велика вероятность того, что значительно увеличится доля нелегального рынка, поэтому правительство вынуждено вводить дополнительные меры контроля над оборотом алкогольной продукции", - полагает аналитик "Инвесткафе" Антон Сафонов.

С ним соглашается аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. "Разумеется, в условиях высокой доли нелегального рынка необходимо создавать инструменты контроля конечного звена - розницы. В противном случае другие нормы (например, минимальная цена, повышение ставки акциза, ограничения времени и каналов продаж крепкого алкоголя и т.д.) будут менее эффективны", - говорит он.

"С ростом акцизов возрастает активность теневого сектора, поэтому понадобится усиление контроля", - подтверждают в правительстве. Говоря, что в целом решение о розничном ЕГАИС верное, вводить его, уверен А.Сафонов, необходимо поэтапно, с обязательным пробным периодом в одном муниципалитете или, что лучше, в регионе. "То есть введение ЕГАИС на территории всей страны - это очень долгий проект, и вряд ли он будет завершен до конца 2012г.", - полагает аналитик.

Несмотря на то что в упоминаемом правительственном документе не обозначены сроки внесения предложений по ЕГАИС, эксперты логически предполагают, что это произойдет вслед за проектом Минфина по повышению акцизов.

Согласно действующему Налоговому кодексу с 2011г. в зависимости от вида продукции были проиндексированы ставки акцизов на этиловый спирт и алкогольную продукцию - от 10 до 42,9%, в 2012г. - от 8 до 23%, в 2013г - от 5,7 до 16,7%. С 2012г. законом предусмотрено ежегодное увеличение единой ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9-10%. При пересмотре бюджета в 2010г. Минфин предлагал в 2011-2013гг. увеличивать ставку такими темпами, чтобы цена на крепкий алкоголь росла на 25-30% в год. Согласно нынешним предварительным предложениям Минфина по налоговой политике на 2012-2014гг. предлагается за три года в четыре раза повысить акцизы на алкогольную продукцию и более чем вдвое - на табак. Повышение ставок на алкоголь и табак как первоочередной путь для расширения налоговой базы в РФ называет и Всемирный банк.

Однако рост акцизов может не только вбросить на рынок нелегальную водку и другие крепкие напитки, но и спиртосодержащие жидкости, которые могут использоваться рядом личностей не по медицинскому, а по пищевому назначению, что будет стремительно увеличивать инвалидизацию и смертность в стране. Поэтому правительство поручило, как следует из протокола от 22 апреля, профильным министерствам и ведомствам учесть это и к середине мая 2011г. проработать вопрос о введении акциза на спирт, используемый при производстве лекарственных средств, а также отдельные виды спиртосодержащих лекарственных препаратов "на основе анализа их ассортимента и прогноза цен с учетом предлагаемых мер и социально-экономических и иных последствий".

Не навреди

Хотя, конечно, инициаторы понимают, что опыт внедрения ЕГАИС на уровне производственного и оптового звена в 2006г. имел негативный след. Однако в правительстве заверяют, что теперь такого не произойдет: другой уровень технологий и программного обеспечения, да и Интернет уже давно не роскошь даже для небольших магазинов - у многих стоят терминалы для обслуживания платежных пластиковых карт.

Но эксперты не столь оптимистичны в этих ожиданиях и предостерегают инициаторов нововведений от возможных осложнений при введении системы в эксплуатацию. Управляющий УК ФГ БКС Николай Солабуто задается вопросом, смогут ли чиновники выработать такие правила игры, которые не обременят отрасль настолько, что это приведет к негативным последствиям. “Все мы помним, что неутешительные примеры в этой области уже были", - отмечает он.

Речь идет о ситуации, когда с 1 января 2006г. ЕГАИС стала обязательной для производителей, что спровоцировало остановку заводов, так как необходимое оборудование на ряде предприятий отсутствовало, а программное обеспечение почти ежедневно коллапсировало. Следом ощутили проблемы импортеры: для них ЕГАИС стала обязательной с 1 июля 2006г.

В итоге контролирующие органы были вынуждены временно перевести отчетность ЕГАИС в бумажный режим. Производители и импортеры оценили свои убытки за 2006г. в 1 млрд долл., если не считать прямых расходов на ЕГАИС (от 550 тыс. до 2 млн руб. для каждого предприятия за установку и 30-90 тыс. руб. - за обслуживание в месяц).

Между тем аналитик А.Сафонов считает, что издержки при внедрении розничного ЕГАИС должны быть меньше, чем те, которые понесли ликеро-водочные заводы, где стоимость только компьютерного парка и программного обеспечения превышает 600 тыс. руб., а годовое обслуживание обходится еще в 500 тыс руб. "Скорее всего, оборудование для розничных точек будет в пределах 30-45 тыс. руб., плюс обслуживание в год будет стоить около 30 тыс. руб. Такие расходы розница вполне может себе позволить", - подсчитал А.Сафонов. Однако сети могут понести достаточно большие дополнительные расходы, так, например, "Магнит" должен будет при таком уровне затрат единовременно потратить более 125 млн руб. на установку и затем примерно такую же сумму ежегодно тратить на обслуживание. Аналогичные затраты Х5 Retail Group составят 75 млн руб., а, например, "Дикси" - около 20 млн руб., проанализировали в "Инвесткафе".

Однако, уверен А.Сафонов, такие издержки будут оправданы в том случае, если внедрение этой системы будет происходить с учетом интересов розницы и будет предусмотрен достаточно длительный переходный период. Н.Солабуто из ФГ БКС также считает, что при разумном подходе торговым сетям не грозят огромные траты - для внедрения ЕГАИС каждая из торговых точек, имеющая лицензию на продажу алкоголя, должна быть оборудована компьютером, специальным сканером и доступом в Интернет. “Для торговых компаний, имеющих возможность получить лицензию на продажу алкоголя в нынешних условиях, это точно не будет проблемой", - уверен он. Между тем представителей крупнейших розничных сетей, вероятно, информация о возможном введении ЕГАИС застала врасплох. Большинство отказались от комментариев или посчитали эти сведения далекими от реальности.

Хотя пресс-секретарь группы компаний "Дикси" Лаврентий Губин выразил мнение, к которому, пожалуй, присоединились бы большинство коллег по розничному рынку, что ЕГАИС в любом случае от крупных сетевых компаний потребует значительных инвестиций.

“Крупные сетевые компании и так работают, полностью соблюдая законодательство, и для них введение подобной системы станет очередной нагрузкой как финансовой, так и с точки зрения трудозатрат, что скажется на росте издержек и, в конечном счете, на цене товара. При этом сложно оценить, насколько данная система способна препятствовать тем, кто готов работать вне правового поля", - заявил Л.Губин.

Аналитики тоже не видят особых эффектов от ЕГАИС для самой розницы. Скоре, помимо административно-фискальных плюсов для государства могут выиграть производители. Как считает А.Сафонов, для производителей алкогольной продукции введение розничного ЕГАИС - положительная новость, так как система позволит ограничить распространение нелегальной продукции, подрывающей их легальный бизнес, в той нише, где пока контроль слаб. "Для розницы, конечно, применение ЕГАИС не несет плюсов, поэтому переход к использованию этой системы должен быть максимально простым, иначе в некоторых регионах может возникнуть дефицит алкогольной продукции, и, как следствие, рост цен и нелегального рынка", - заключил эксперт.

Надежда Геращенко

Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Взлом в Dropbox: что утекло и что нужно делать пользователям прямо сейчас
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины