Общество, 13 мая 2013, 01:05

Отставка с последствиями

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

В столичной прокуратуре изобрели новый способ поиска коррупционеров в чиновничьих рядах — на служебную чистоплотность станут «пробивать» всех уволенных по тем или иным причинам госслужащих. В надзорном ведомстве подозревают, что многих уличенных в мздоимстве и откатах чиновников их руководители увольняют по-тихому, чтобы не раздувать скандал. При выявлении уволенных коррупционеров стать фигурантами уголовных дел предстоит не только им самим, но и руководителям, состряпавшим их уход со службы вместо положенного разбирательства.

В конце апреля в прокура­туре Москвы состоялось заседание межведомственной рабочей группы по вопросам борьбы с коррупцией. Как стало известно РБК daily, кроме стандартного обсуждения в духе «усилить» и «координировать» на нем был предложен новый механизм выявления коррупционеров. По словам источника РБК daily в надзорном ведомстве, участники встречи договорились об оперативном обмене информацией о фактах прекращения трудовых догово­ров с государственными служа­щими. «Присутствующие на встрече представители московской мэрии согласились предоставлять прокурорам информацию обо всех уволенных сотрудниках», — говорит он.

В столичной прокуратуре пояснили, что некоторых чиновников, склонных к коррупции и уличенных в чем-то, начальники зачастую предпочитают не отдавать на «съедение» правоохранительным органам, а по-тихому увольняют. «В таком случае у силовиков не возникнет вопросов к самим руко­водителям, — отметил источник РБК daily в прокуратуре. — Теперь же мы станем проверять в каждом конкретном случае основание для увольнения. Выяснится, что сотрудника уволили по состоянию здоровья или по собственному желанию, — никаких вопросов, а вот если за ним какой-то грешок всплывет, то мы сможем инициировать расследование, в том числе и против руководителя, скрыв­шего данные факты».

В первую очередь уволенных сотрудников станут проверять по базам правоохранительных органов — не ведет ли какое-то подразделение полиции, След­ственного комитета или, может, даже Госнаркоконтроля разработку данного госслужащего. Затем экс-чиновника «пробьют» на соответствие его доходов расходам. В некоторых случаях прокуроры даже намерены вызывать бывшего аппаратчика для беседы к себе на ковер. «В случае обнаружения в действиях бывшего чиновника признаков преступления материалы будут передаваться в след­ственные органы», — рассказал источник РБК daily в прокуратуре.

Бывший префект САО Москвы и экс-руководитель Росприроднадзора Олег Митволь считает, что идея хорошая, но трудно реализуемая на практике. «Представьте, поменяется мэр или даже префект, там же начнется смена команды, вал заявлений и уходов чиновников, тогда никакого ресурса прокуратуры не хватит на то, чтобы всех проверить», — отметил он. По мнению Митволя, если прокуроры все-таки намерены реализовать эту идею, им следует не забывать о доскональной проверке деклараций чиновников, отработке материалов, опубликованных в СМИ, и других способах борьбы с коррупцией, зарекомендовавших себя за рубежом.

«Я не очень понимаю, как прокуроры смогут разрабатывать уволенного чиновника, если он, после того как заберет трудовую книжку, сразу уедет за границу, — рассуждает гендиректор юридической компании ICN Максим Смирнов. — Лучше было бы кадровиков обязать или просить оповещать прокуроров еще на той стадии, когда готовится приказ об увольнении и чиновник отрабатывает положенные две недели».

«Прокурорский порыв понятен, действительно, для госструктур характерно избегать громких увольнений по отрицательным мотивам, — говорит доктор юридических наук Иван Соловьев. — Тихий уход выгоден обеим сторонам: и тому, кого уличили в коррупционной схеме, и его руководству, которое, не вынося сор из избы, ограждает себя от повышенного внимания правоохранительных структур».

Юридических проблем у прокуроров возникнуть не должно. «Если есть информация о том, что гражданин, будучи должностным лицом, совершал противоправные деяния и срок давности по ним не истек, проверка окажется правомерной», — добавляет эксперт. Наказание руководства уволенного сотрудника, по словам г-на Соловьева, возможно после признания вины последнего в совершении коррупционных правонарушений и доказывания связи между этим проступком и последующим увольнением по общим основаниям.

Последним эпизодом, когда у правоохранительных органов возникли вопросы к правомерности увольнения чиновника, стал случай с руководителем Северо-Западного территориального управления Росрыболовства Сергеем Муравьевым. В конце февраля текущего года Следственный комитет возбудил уголовное дело против руководителя рыболовного ведомства Андрея Крайнего. Следствие установило, что 25 мая 2011 года глава федерального агентства приказал зад­ним числом уволить своего подчиненного Муравьева. Незадолго до этого данного чиновника заподозрили в получении взятки в 5 млн руб. Кадровый маневр г-на Крайнего в СКР расценили как попытку вывести подчиненного из-под уголовной статьи за мздоимство и переквалифицировать его преступление на менее тяжкое — мошенничество.

Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику