Общество, 13 июл 2015, 00:25

Напиток, идентичный натуральному

Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Из-за девальвации рубля и падения реальных доходов населения резко сокращаются поставки полюбившегося россиянам импортного крепкого алкоголя. Зато растет популярность их более дешевой замены: напитков, имитирующих виски и ром.

​Напиток ромовый или висковый

Алкогольные компании стали предлагать потребителям аналоги крепкого импортного алкоголя, которые как минимум на треть дешевле виски и рома экономсегмента. Это напитки, имитирующие виски или ром, но де-факто ими не являющиеся. Ниша, придуманная находчивыми производителями, стала резко расти в последние месяцы.

«Ромовый напиток» Shark Tooth от Diageo, глобального лидера по производству крепкого алкоголя, запущенный в 2013 году, на пике интереса россиян к рому, на протяжении последнего года занимает третью позицию на рынке ромов, после Bacardi и Captain Morgan (данные Diageo со ссылкой на Nielsen). Увидев убедительный рост продаж Shark Tooth, Diageo в августе 2014 года запустила «напиток висковый» Rowson`s Reserve. Новый продукт меньше чем за год вышел на второе место в категории ирландских виски после популярного Jameson.

Тренд подхватил крупнейший российский производитель водки «Синергия» — в июне компания вывела на федеральный уровень свои напитки «Капитанский ром» (без рома) и «Капитанский джин» (с содержанием джина). «Дикси» 1 июля выпустила на полки «висковый напиток» под частной торговой маркой сети.

Напитки, имитирующие виски или ром, набирают популярность на фоне девальвации рубля, так как она привела к существенному повышению цен на импортируемые товары: если сравнить июнь этого года с июнем прошлого, розничные цены на импортный крепкий алкоголь выросли на 20–25%, говорит глава отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. Падение импорта виски и рома за первые пять месяцев этого года по сравнению с прошлым годом составили 35–40%.

«То, что такие напитки появились на рынке именно сейчас, вполне объяснимо, — говорит председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. — На рынке сформировалась довольно объемная ниша импортных крепких спиртных напитков, и теперь российские производители ликеро-водочной продукции будут паразитировать на популярности виски, рома или текилы. Производители пытаются выжить в непростых рыночных условиях и готовы играть на грани фола».

«За последние десять лет в России сформировалась довольно большая категория потребителей крепкого алкоголя, которая отдает предпочтение импортным рому и виски перед традиционной русской водкой, — рассуждает топ-менеджер крупной российской водочной компании. — И если в начале 2000-х годов любой виски считался суперпремиальным напитком, доступным только людям с доходами выше среднего, то в последние годы на рынке появилось много виски и рома по цене, сопоставимой с премиальной водкой. Виски и ром стали привычными продуктами с большой аудиторией, которая все последние годы росла».

Первопроходцы

Diageo первой вывела на российский рынок напитки «на основе рома» и «на основе виски». «Ромовый напиток» Shark Tooth компания запустила в «докризисном» 2013 году, когда популярность рома в России достигла пика. Согласно информации на этикетке, основными ингредиентами «Акульего зуба» являются вода, этиловый спирт и карибский ром.

В августе 2014 года Diageo начала производство в России и «напитка вискового» Rowson`s Reserve, в состав которого входит ирландский виски. Сколько рома и виски в реальности добавляется в эти напитки, Diageo не раскрывает. Эксперт в области крепкого алкоголя, директор школы сомелье Эркин Тузмухамедов уверен, что не более 2–3%: «Для достижения нужной ароматики и изменения вкуса достаточно добавить совсем немного дистиллята в обычную водку, и напиток будет иметь характерный запах и вкус, — поясняет он. — Однако такие напитки выпущены абсолютно законно, упакованы в красивые бутылки, напоминающие упаковку оригинальных рома и виски. И неискушенные потребители реагируют на внешний вид и низкую цену, покупают это, думая, что берут реальный виски и ром».

По предоставленным Diageo данным, Shark Tooth и Rowson`s Reserve примерно на треть дешевле недорогих виски и рома. Так, бутылка 0,7 л «ромового напитка» Shark Tooth сейчас на полках магазинов стоит в среднем 622 руб., а популярный ром Сaptain Morgan — 855 руб. Такая же по объему бутылка Rowson’s Reserve на основе ирландского виски — 721 руб., а известный шотландский виски White Horse — 956 руб.

Ни капли рома

Тренд поддержала и группа «Синергия», крупнейший российский производитель водки. Компания много лет производила горькие настойки «Капитанский ром» и «Капитанский джин» (содержит оригинальный джин) на заводах Дальнего Востока, но продавала их только там. В июне этого года «Синергия» вывела напитки на федеральный уровень.

«Синергия» оказалась смелее Diageo. В «Капитанском роме» в отличие от Shark Tooth нет ни капли рома. Из информации на контрэтикетке можно узнать, что «Капитанский ром» обретает свой вкус за счет смешивания этилового спирта с настоями коры дуба, мускатного ореха, корицы, гвоздики, кофе, а также чернослива и мелиссы. «Синергия» даже зарегистрировала в Роспатенте как отдельное изобретение «композицию ингредиентов для горькой настойки «Капитанский ром», где указывается, что эта композиция «позволяет получить горькую настойку с ароматом и вкусом, свойственным рому».

«Линейка крепкого алкоголя «Капитанский» предлагает потребителю напитки по «первой цене» — 350–400 руб. за 0,5 л», — рассказал РБК представитель «Синергии» Прохор Малютин. По его словам, первые продажи «капитанских» напитков на федеральном уровне вселяют в компанию оптимизм: «Реакция рынка была однозначно положительной — продукт оказался востребован большинством федеральных сетей, включая целевые для этого продукта сети-дискаунтеры. В настоящее время напитки представлены в 6 тыс. торговых точек только федеральных сетей».

Ниша будет расти

Количество ромовых и висковых напитков на полках будет увеличиваться, потому что на них есть хороший спрос, уверен Эркин Тузмухамедов. ​«Мы считаем запуски Shark Tooth и Rowson’s Reserve успешными, — подтвердила РБК пресс-секретарь российского офиса Diageo Наталья Щеняева. — Оба напитка — яркие примеры инноваций, отвечающих тенденциям рынка и нуждам потребителей. Они были разработаны для российского рынка с учетом вкусовых предпочтений российской аудитории». Она не назвала конкретных объемов их продаж, отметив лишь, что в компании ими довольны. Высокие позиции напитков в их категориях это подтверждают.

То, что новые напитки Diageo пользуются спросом у российских покупателей, РБК рассказали и в ГК «Дикси». Так, в магазинах группы Shark Tooth является одним из лидеров продаж в категории крепкого алкоголя. Вероятно, отследив успех продукта, «Дикси» в начале этого года объявила тендер на выпуск «вискового напитка купажированного без определенной страны происхождения» под собственной торговой маркой. Победитель конкурса должен был получить заказ на 55 тыс. бутылок в месяц. В «Дикси» рассказали, что их «висковый напиток» Old Tower появился на полках 1 июля.

Вопрос репутации

Павел Шапкин говорит, что в Национальный союз защиты прав потребителей пока не поступало обращений от покупателей по поводу напитков, напоминающих виски или ром. «Когда производитель ставит на полку ромовый продукт, который выглядит как настоящий ром, а информация о реальном составе напитка написана на контрэтикетке, это можно расценивать как нарушение прав потребителей, — полагает эксперт. — Однако доказать это в суде нарушением закона «О защите прав потребителей» крайне сложно». Тем не менее выпуск подобных продуктов может быть чреват репутационными рисками для производителей, напоминает Шапкин.

РБК также отправил запрос о правомерности действий производителей алкогольной продукции в ФАС. Пресс-служба прислала ответ управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции: «Заявлений по этой ситуации ни от граждан, ни от бизнеса не поступало. С подобной ситуацией никогда не сталкивались. Дать оценку, возможно ли такую ситуацию квалифицировать как наличие признаков недобросовестной конкуренции, можно только после ознакомления с продукцией. Приезжайте, привозите... Встречу с начальником управления, специалистами организовать можно».

При участии Анны Левинской

Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая