Общество, 13 авг 2013, 01:05

Благотворительность хорошо, а яхта лучше

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Среди российских олигархов нашлось всего 15 крупных филантропов. И каждый идет своим путем. Председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков сформировал фонд и выбрал четыре постоянных направления работы. Дальше всех пошел гендиректор и совладелец «Норникеля» Владимир Потанин, давший клятву Гейтса—Баффета: отдать на добрые дела более половины состояния.

«Наша деятельность в этом направлении была оформлена в 2003 году, тогда АФК «Система» и ее дочерние компании учредили благотворительный фонд «Система», — рассказывает РБК daily Владимир Евтушенков. — За эти годы были поддержаны десятки проектов. Мы фокусируемся на четырех сферах: наука и образование; сохранение и развитие культурного наследия России; спорт; социальное развитие». Самыми масштабными его проектами стали программа по поддержке и развитию талантливой молодежи «Лифт в будущее» и сотрудничество с Государственным Русским музеем, которому ежегодно передается 1 млн долл.

Проанализировав ежегодные отчеты компаний и благотворительных фондов, принадлежащих российским олигархам, Bloomberg обнаружило, что наши бизнесмены по-прежнему экономят на филантропии (см. таблицу). По стремлению капитала к благотворительности Россия занимает 127-е место (из 145) в мире. «Фонд четы (Билла и Миранды. — РБК daily) Гейтсов за год отдает на благотворительность вдвое больше, чем 15 крупнейших российских олигархов вместе взятые за три года», — говорится в исследовании, опубликованном накануне.

Стремясь исправить это положение, некоторые бизнесмены в разы нарастили свои отчисления на филантропию. В совокупности за три года они выросли на 40%. «Некоторые сейчас намерены все же проститься с репутацией расточителей, более заинтересованных в яхтах, нежели в филантропии», — пояснил Bloomberg глава ГМК «Норильский никель» Владимир Потанин.

Он стал первым россиянином, подписавшим «Клятву дарения» Гейтса—Баффета. В рамках этой филантропической кампании 105 миллиардеров пообещали отдать более 50% своего капитала на благотворительность. В этой сотне больше нет ни одного россиянина, а Украину представляет Виктор Пинчук. На вопрос РБК daily о том, не хочет ли он присоединиться к этой акции, Владимир Евтушенков ответил: «Я не люблю клятвы».

Цели для благотворительности российские олигархи чаще всего выбирают исходя из собственных предпочтений. Но иногда их вежливо и настоятельно просят помочь.

Так, в 2010 году тогда еще премьер-министр Владимир Путин призвал Романа Абрамовича оказать финансовую помощь в организации ЧМ по футболу-2018. «Мы знаем много историй, когда люди должны были отдавать деньги потому, что их просили сделать это», — говорит Ирина Прохорова, руководящая благотворительным фондом своего брата-политика.

Спектр благотворительной активно­сти олигархов широк: Роман Абрамович спонсирует футбол и современное искусство, Сулейман Керимов — строительство школ и операции нуждающимся, Виктор Вексельберг — возвращение культурных ценностей.

Владимир Евтушенков неравнодушен к искусству, культурному наследию и талантливой молодежи. «Как высокотехнологичная корпорация мы помогаем Русскому музею внедрять новые цифровые сервисы. С нашей помощью по всему миру открыто более ста его виртуальных филиалов, создан уникальный мультимедийный центр. Почему именно Русский музей? Мне самому очень нравится русское искусство второй половины XIX века», — говорит он.

Второй его проект, «Лифт в будущее», моложе, но столь же масштабен. «Мы начали его в конце 2011 года, наша цель — поддержать талантливую молодежь, дать ей жизненные ориентиры, раскрыть возможности для реализации. Мы ведем стипендиальную программу для студентов, организуем стажировки», — поясняет Владимир Евтушенков. Стипендии талантливой молодежи раздает и Владимир Потанин.

«Нашему российскому бизнесу чуть больше 20 лет, мы едва вышли из подросткового возраста. Корпоративная благотворительность развивается вместе с бизнесом, не отставая, но и не вырываясь вперед», — заключает Владимир Евтушенков.

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать