Общество, 13 авг 2015, 00:25

Непрозрачный омбудсмен

Читать в полной версии
Фото: AP

Сенатор Константин Добрынин просит Генпрокуратуру воздействовать на детского омбудсмена Павла Астахова, не отвечающего на его запросы. Они касаются непрозрачности деятельности омбудсмена и его неподотчетности.

​Неуважение к парламенту

Заместитель председателя конституционного комитета Совета Федерации Константин Добрынин просит Генеральную прокуратуру воздействовать на уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова, который в течение длительного времени не отвечает на сенаторские обращения. Астахов нарушил закон, обязывающий чиновников отвечать на запросы сенаторов в установленные сроки, и «проявляет демонстративное неуважение к Федеральному собранию», сказано в запросе Добрынина на имя генпрокурора Юрия Чайки (есть у РБК).

Вместо Астахова на пять обращений Добрынина отвечала начальник отдела по обеспечению деятельности уполномоченного Н.Д. Волкова, сообщил генпрокурору сенатор. В ответе на запросы Добрынина чиновница выражает удивление его заинтересованностью в работе Астахова и обращает внимание, что полномочным представителем Совфеда по взаимодействию с детским омбудсменом является сенатор Валентина Петренко.

Ответы Волковой невозможно использовать в дальнейшей работе — по закону чиновница должна лишь обеспечивать деятельность Астахова, но не может исполнять его обязанности, считает сенатор. Астахов должен был ответить лично, настаивает он.

Непрямая связь

Серия запросов сенатора к Астахову касается в основном непрозрачности его работы и необычного для государственного правозащитника отсутствия прямой связи с населением.

Добрынин констатирует, что если на сайтах других госорганов можно подать обращение в электронном виде напрямую, то на сайте Астахова нельзя обратиться непосредственно к омбудсмену — все письма перенаправляются региональным уполномоченным. Действительно, именно такой порядок прописан на сайте Астахова в разделе «Обращения».

Сенатор спрашивает, рассматривает ли Астахов только те обращения, которые сочтет достойными внимания, по каким параметрам он осуществляет отбор, а также насколько результаты отбора за пять лет его работы на посту омбудсмена подтвердили его репрезентативность и позволяют в полной мере восстанавливать нарушенные права детей.

На сайтах уполномоченного по правам человека в России Эллы Пам­филовой и бизнес-омбудсмена Бориса Титова есть возможность подать жалобы напрямую на имя омбудсмена.

Как объяснил РБК помощник Астахова Ренат Абдеев (сам уполномоченный, по его словам, находится в отъезде), обратиться лично к детскому омбудсмену можно письменно или придя в офис уполномоченного с необходимыми документами. По словам Абдеева, обращения к детскому омбудсмену перенаправляются в регионы, поскольку местным уполномоченным «на земле проще разобраться с ситуацией». «Это ускоряет решение вопросов, и мы постоянно на связи с омбудсменами в регионах. Работа с обращениями является основной в деятельности омбудсмена», — настаивает Абдеев.

Есть ли подотчетность

Добрынин также интересовался, как Астахов отчитывается о своей работе (по аналогии с уполномоченным по​ правам человека) и почему на его сайте с 2011 года перестал публиковаться «Вестник уполномоченного по правам ребенка».

Как объяснил РБК помощник омбудсмена, законодательно отчеты детского омбудсмена не предусмотрены, основной формой отчетности является ежегодный доклад президенту, а также отдельный отчет о резонансных случаях.

Сенатор спросил Астахова, какими нормативными актами, помимо указа президента об уполномоченном по правам ребенка, определяется его компетенция (в России нет соответствующего федерального закона). Предпринял ли что‑то Астахов, чтобы такой закон появился, интересуется сенатор. Также Добрынин не нашел норм, которые регламентируют международно-правовую деятельность уполномоченного.

«Отдельного закона действительно нет, но, по нашей информации, в Совете Федерации сейчас прорабатывается такой законопроект, и, возможно, он будет внесен уже в осеннюю сессию», — сообщил Абдеев. Деятельность уполномоченного определена соответствующим указом, поправками в закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и еще 11 другими законами, говорится в ответе аппарата уполномоченного сенатору.

Международные отношения

Не оставил без внимания Добрынин проблемы получения алиментов из‑за границы и защиты прав детей, родившихся от суррогатных матерей, когда такие матери и доноры находятся в других государствах. Сенатор интересуется, что сделал Астахов для изменения ситуации в этой сфере.

По словам Абдеева, основная проблема — в несовершенстве законодательства. «Это касается как международных договоров, так и внутреннего законодательства. Астахов постоянно посылает свои предложения по его усовершенствованию, но подвижек нет. Кроме того, каждый случай уникален, не все можно прописать в законе», — сетует помощник омбудсмена.

Добрынин поинтересовался также, мониторит ли уполномоченный международные образовательные программы по обмену школьниками и студентами и не был ли Астахов инициатором отказа России от участия в американской программе по обмену для старшеклассников FLEX осенью прошлого года.

«Программы обмена не входят в компетенцию детского уполномоченного, это вопросы к Минобрнауки. Астахов не был инициатором ни отказа от участия в программе FLEX, ни закона об иностранном усыновлении. Он по статусу не может такого инициировать», — констатирует помощник Астахова.

Астахов и «закон Димы Яковлева»

Вопреки утверждениям помощника Астахова, сам уполномоченный в интервью «Коммерсанту» в феврале 2015 года не отрицал причастности к введению запрета на усыновление российских детей американцами. Он сказал, что выступал за запрет с 2010 года, когда обнаружил, что в системе международного усыновления «получилась серьезная коррупционная схема», в которой крутилось больше $3 млрд, а детьми «распоряжались как вещью». Политические мотивы введения запрета конкретно для американцев Астахов отрицал.

Запрет на американское усыновление был введен меньше чем через два месяца после вступления в силу соглашения между Россией и США об усыновлении, в переговорах о заключении которого активно участвовал Астахов. Документ не заработал: из‑за неспособности федеральных американских властей обязать штаты исполнять соглашение российские дипломаты не смогли получить доступа в приемные американские семьи, поясняли собеседники РБК в Госдуме. Тогда было решено ввести полный запрет на усыновление американцами,

Астахов пристально следит за действиями американских властей по отношению к российским сиротам. Он не раз лично посещал США и до запрета на усыновление, и после — расторгнув соглашение об усыновлении, российские власти рассчитывают договориться о своевременном получении информации об уже усыновленных детях. В феврале Астахов сообщал «Коммерсанту» о недавнем выступлении в Госдепартаменте об опасности однополых браков; в июне уполномоченный по правам человека при МИД России Константин Долгов говорил РИА Новости, что он и Астахов вновь намерены посетить США, но Госдепартамент отказывается от встречи с ними.

Критики уполномоченного объясняют его неравнодушное отношение к США учебой там — в 2002 году Астахов окончил школу права Питсбургского университета. Интернет-активисты сообщали, что обнаружили статью Астахова, в которой тот называет США своей «второй родиной», но авторство того текста не было подтверждено. В февральском интервью «Коммерсанту» Астахов сказал, что относится к США «нормально», похвалил за успехи в выстраивании правовой системы, но раскритиковал за недостаточно серьезное отношение к семейному праву.

Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент