Общество, 13 сен 2013, 19:29

Госдума одобрила порядок расчета платы за проезд по дорогам

Госдума поддержала в первом чтении правительственный законопроект, внедряющий дифференцированный подход к установлению размера платы по участкам платных автомобильных дорог. Поправки вносятся в федеральный закон "О концессионных соглашениях" и закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ".
Читать в полной версии
Фото: РБК

Действующим на сегодняшний день законодательством установлено, что методика расчета и максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования утверждаются правительством, исполнительной властью субъекта или муниципалитета соответственно подведомственности дороги.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, со временем была выявлена необходимость дифференциации определения максимального размера платы за проезд по платным автодорогам и дорогам, созданным на основании концессионных соглашений. Это обусловлено применением различных подходов к установлению размеров платы за проезд.

Порядок установления платы за проезд по платным участкам автомобильных дорог является обязательным при заключении концессионного соглашения. При этом в основу соглашения положен принцип проектного финансирования, в соответствии с которым расчет размера платы осуществляется в зависимости от инвестиционных затрат на строительство и эксплуатацию, то есть принцип возвратности инвестиций.

Установленный на сегодняшний день "с учетом социального подхода" размер платы за проезд по платным дорогам (1,5 руб./км за проезд по дорогам, проходящим в местах исторического расселения) не обеспечивает тот уровень доходов, который позволил бы инвестору возместить свои затраты.

Как отмечают авторы законопроекта, это может вызвать проблемы с привлечением частных инвесторов. Следует отметить, что средний размер платы за проезд по федеральным трассам М-1 "Беларусь" и скоростной трассе Москва - Санкт-Петербург составляет 7,2 руб./км.

Таким образом, плата за проезд по другим федеральным трассам значительно превышает плату с учетом социального подхода, а утверждение максимального размера платы с использованием социального подхода, по мнению правительства, повлечет необходимость возмещения концессионеру недополученных доходов.

Кроме того, отсутствие дифференциации в определении максимального размера платы не позволяет оптимизировать экономическую эффективность проектов создания платных автомобильных дорог и ставит под вопрос реализацию таких проектов по схеме государственно-частного партнерства, говорится в пояснительной записке.

Между тем разграничение максимальных размеров платы за проезд по платным дорогам, созданным на основе концессионных соглашений, и по всем остальным дорогам противоречит действующему законодательству. Поэтому предлагается устанавливать максимальный размер платы индивидуально в каждом конкретном случае. Перечень условий концессионных соглашений дополняется условием об установлении максимального размера платы. Согласно законопроекту, он может быть установлен дифференцированно для платных автодорог общего пользования федерального, регионального и местного значения, платных участков таких дорог, построенных и реконструированных на основании концессионных соглашений.

Законопроект также предусматривает возможность индексации максимального размера платы с учетом того, что концессионные соглашения заключаются на 25-30 лет.

Заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов в ходе пленарного заседания напомнил, что платные дороги могут строиться только при условии наличия альтернативного проезда. В свою очередь, транспортный налог идет на ремонт дорожного полотна и содержание этих альтернативных дорог. "Естественно, никто не заставляет автомобилиста ехать на платный участок дороги просто в силу того, что он может объехать по более худшей, более длинной, но более бесплатной дороге", - сказал С.Аристов.

Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Оплата тестовых заданий и проверка EQ: как нанимать лучших в 2025 году
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company