Общество, 14 окт 2008, 00:34

Недвижимость в Москве в сентябре подорожала на 5%

Несмотря на кризис и растущий объем предложений, цены на жилую и коммерческую недвижимость в Москве и Московской области в сентябре 2008г. выросли в среднем на 5%. Такие данные содержатся в обзорах, подготовленных рядом аналитиков.
Читать в полной версии

В сентябре 2008г., по данным "Аналитического консалтингового центра МИЭЛЬ", средняя цена предложения квартир на вторичном рынке жилья Московской области составила 90 тыс. руб./кв. м. Относительно начала года приросты составили 44,1% и 40,1% соответственно.

Количество квартир, предлагаемых на продажу в сентябре, за месяц возросло на 15% и практически достигло максимального показателя, фиксируемого на рынке в мае 2007г., отмечается в отчете "Миэль". Объем предложения в денежном выражении и в общей площади прибавил 21% и 15% соответственно. Доля квартир, впервые выставленных на продажу в отчетном месяце, осталась на прежнем уровне и составила 34% общего объема.

Максимальный прирост в сентябре пришелся на трехкомнатные квартиры и составил 6%. Относительно начала года "однушки" и "двушки" выросли в цене на 49% и 44% соответственно, "трешки" прибавили 37%, цена многокомнатных квартир увеличилась на 34%. В разрезе жилья по качеству лидером по увеличению цены предложения за месяц являлись кирпичные строения - 5,8%. С начала года приросты составили 46% и 45% - "панель" и "кирпич", на 35% подорожал "монолит". Относительно территориальной составляющей наибольшие приросты фиксировались в зонах дальнего Подмосковья.

В целом в III квартале 2008г., по мнению экспертов из ежеквартального аналитического бюллетеня Welhome, объем предложений по жилой недвижимости возрос более чем на 17% по сравнению со II кварталом, преимущественно за счет объектов вторичного рынка.

Аналитики консалтинговой компании Russian Research Group (RRG) отмечают, что в сентябре 2008г. "объем предложения рынка купли-продажи коммерческой недвижимости не просто оказался гораздо выше, чем в предыдущем месяце, а достиг рекордных за все время мониторинга значений". В целом количество объектов увеличилось на 12% и составило 1 тыс. 251 шт. Объем предложения в финансовом эквиваленте вырос на 17% относительно августа, составив 15 млрд долл. Суммарная площадь предложения также выросла существенно (на 11% относительно предыдущего месяца) и достигла рекордных значений - 2 тыс. 261 тыс. кв. м. Отчасти столь высокие значения, можно объяснить сезонным фактором - традиционным ростом после летнего "отдыха". Однако "главная причина - набирающий силу кризис", полагают аналитики RRG. В частности, за сентябрь 2008г. цена на коммерческую недвижимость выросла на 5%, составив 6,659 тыс. долл./кв. м.

"Если рассматривать ценовую ситуацию в каждом отдельном сегменте, то заметнее всего выросла цена на офисные помещения - сразу на 9%, а на торговые - только на 3%. А вот производственно-складские помещения и помещения свободного назначения чуть сдали свои ценовые позиции - на 5% и 4% соответственно", говорится в обзоре RRG. Аналитики обращают внимание на то, что в сентябре доля офисных помещений по общей стоимости оказалась самой высокой за весь период мониторинга, увеличившись с 59,6% до 67,6%. И в целом офисный сегмент показал наибольший рост рыночных показателей - на 25% увеличилась общая стоимость всех офисных помещений, предлагающихся к продаже, и на 15% - их общая площадь и количество. В итоге доля торговых помещений по стоимости составила 17,6%, производственно-складских помещений - 9,8%, помещений свободного назначения - 5%.

Цены на торговую недвижимость в Москве в сентябре 2008г. выросли в среднем на 3%. Однако в центральной части столицы объем предложения вырос на 11%, а за пределами Садового кольца объектов сократилась на 2% и составила 2,188 млрд долл., общая площадь уменьшилась на 3%, опустившись до отметки 302 тыс. кв. м., отмечают аналитики RRG. Если рассматривать цены на торговую недвижимость в III квартале 2008г., можно отметить, что за отчетный период спроса демонстрировал тенденцию плавного снижения, полагают эксперты Welhome. Спад активности клиентов связан преимущественно с ситуацией финансового кризиса на рынке, объясняют аналитики. На сегодняшний день многие компании приостановили сделки как по аренде, так и по покупке новых помещений. Общая площадь качественных торговых центров Москвы по итогам III квартала превысила 4 млн кв. м и составила 4,1 млн кв. м.

По данным экспертов RRG, общая площадь предлагаемых к продаже "центровых" офисов выросла на 24% и составила 219 тыс. кв. м, их общая стоимость увеличилась на 33% и достигла 3,262 млрд долл., количество объектов - 181 (на 20% больше, чем в августе). Средневзвешенная цена выросла на 8% и составила 14, 887 тыс. долл./кв.м, что также является рекордным показателем для данного сегмента. Похожая ситуация наблюдалась и в сегменте офисных помещений на периферийной части столицы. Общая стоимость объектов составила 6,911 млрд долл., общая площадь - 1 тыс. 83 тыс. кв. м., количество объектов - 376. Площадь качественных офисных центров Москвы на III квартал 2008г. составляет около 7,4 млн кв. м., говорится в обзоре Welhome. Кроме того, значительно выросли показатели рынка производственно-складских помещений.

В то же время один из крупных девелоперов Mirax Group недавно заявил, что цены на жилую и коммерческую недвижимость могут упасть на 25%. До этого компания объявляла о своих намерениях заморозить проекты на 10 млн кв. м, а также в течение полугода не брать кредиты. Кроме того, Mirax уже изменил схему работы с поставщиками. Компания планирует снизить стоимость генподрядных работ на 20% и вместо авансов предложить подрядчикам отсрочку платежа на два месяца.

Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива