Общество, 13 окт 2015, 00:25

Как измерить бедность

Читать в полной версии
Фото: EPA

Премию памяти Альфреда Нобеля по экономике получил Энгус Дитон, профессор экономики из Принстонского университета. Дитон стал лауреатом «за анализ потребления, бедности и благосостояния».

Нобелевский комитет присудил премию по экономике Энгусу Дитону, 70-летнему британскому и американскому экономисту, профессору Принстонского университета, с формулировкой «за анализ потребления, бедности и благосостояния».

Почти идеальный спрос

В статье 1980 года, опубликованной в The American Economic Review, Дитон в соавторстве с Джоном Мюльбауэром представил так называемую «систему почти идеального спроса». Статья вошла в список 20 самых влиятельных исследований, опубликованных в этом научном журнале за 100 лет.

Они пытались решить следующую проблему: и в конце 1970-х, и начале 1980-х базовые модели микроэкономики фокусировались на «типичном потребителе» — отталкивались от предпосылки, что в стране есть, условно говоря, миллион одинаковых потребителей. Хотя в реальности потребители разные, невозможно отследить каждого. Дитон предложил промежуточный вариант: построить модель того, как ведут себя потребители и что они покупают в зависимости от того, какой у них есть доход, — а потом уже агрегировать, объясняет Сергей Измалков, профессор экономики РЭШ. «Это такой разумный, счетный вариант. Можно математически сделать хорошую аппроксимацию реальному спросу на те или иные товары или группы товаров», — добавляет эксперт.

Индивидуальное потребление

Дитон «сыграл фундаментальную роль в сдвиге макроэкономической литературы о потреблении и сбережениях в сторону микрообоснованных эмпирических моделей», отмечается на сайте Нобелевского комитета.

Например, в 1987 году ученый показал, что ожидаемый рост потребления положительно связан с процентной ставкой, однако в агрегированных данных это соотношение не сохраняется. Кроме того, он продемонстрировал, что домохозяйства сталкиваются с ограничениями возможности заимствования — факт, который не входил в стандартные теории того времени.

Необходимость изучать данные на индивидуальном уровне была вызовом. В идеале, для того чтобы рассмотреть изменения параметров индивидуального выбора во времени, нужны панельные данные — набор наблюдений об одних и тех же домохозяйствах в течение определенного промежутка времени. Но панельные данные не всегда бывают доступны, а также могут быть искажены — в частности, из-за того, что отдельные домохозяйства выпадают из процесса наблюдения. Дитон предложил заменить их на «псевдопанели», в которых наблюдения повторно собираются не по одним и тем же индивидам и домохозяйствам, а по домохозяйствам в одних и тех же возрастных когортах — этот вариант проще, дешевле и практичнее.

Измерение бедности

Еще одна ключевая часть работы Дитона — использование данных опросов домохозяйств для измерения бедности и уровня жизни. Благодаря его работам микроэконометрический анализ стал базой современной экономики развития — и это случилось в тот момент, когда эта область столкнулась с недостатком данных и аналитических методов.

В странах с низким уровнем дохода потребление оставалось основным способом измерения бедности. При этом существовала проблема отсутствия информации о ценах и качестве потребляемых товаров. Из данных опросов, которые включают расходы на товары и их количество в потребительских корзинах в единицах, можно посчитать стоимость одной единицы. Дитон смог продемонстрировать, что из этих показателей можно вывести рыночные цены.

Это повлияло на то, как государства строят свои оценки бедности. Например, в Индии в середине 2000-х пересмотрели существовавшие показатели цен с использованием методологии, основанной на работах Дитона. Бедность в сельских районах оказалась значительно выше, чем следовало из предыдущих оценок, что спровоцировало полемику, в том числе политическую, посвященную методам измерения бедности и ее связи с экономическим ростом. Дитон также показал, что данные национальных счетов переоценивают потребление, а данные опросов — недооценивают и реальные цифры находятся где-то между.

Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
«Уделите 80% своего внимания персоналу». Уроки лидерства с нуля
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе