Общество, 13 ноя 2007, 13:25

Россия насытилась пластиковыми окнами

Еще в начале 90-ых пластиковые окна в РФ были редкостью и воспринимались как элемент роскоши, хотя, конечно, и с эстетической, и с финансовой точки зрения пластик проще и дешевле традиционного стекла в деревянной раме.
Читать в полной версии

Мода на пластик в этом смысле сравнима с популярностью сайдинга (сначала он позиционировался как дорогой фасадный материал, пока не занял законную нишу одного из самых дешевых и даже стилистически низких материалов).

Рынок пластиковых окон, как и весь рынок стройматериалов, имеет сезонные характеристики: зимой пластиковых окон продается в 3 раза меньше. Впрочем, после холодной зимы в 2006г. спрос на окна из поливинилхлорида (ПВХ) подскочил на 40%. Однако, это был последний взлет рынка пластиковых окон, говорят эксперты.

Отечественный рынок окон из ПВХ за первые 7 месяцев 2007г. вырос всего на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2006г. Напомним, среднегодовые темпы роста с 2000г. составляли 26%. Похоже, 2007г. стал точкой насыщения. Импортеры по причине сокращения спроса снизили объемы закупок за рубежом на 16%. Тем временем российские производители, под завязку загрузив свои склады, надеются хотя бы к концу года получить рост рынка в 10-12% (скромнее надежды на московском рынке: 5-7%).

"В Москве и Московском регионе действуют 5-6 тысяч производителей, - поделился в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" гендиректор компании Kaleva Юрий Выдманов. – Производителями себя считают и компании, производящие 5 окон в день. Это гаражное, кустарное производство, но это производители. И конкуренция жесточайшая". Эксперт пеняет на уникальность продукта – "качественно разные окна никак не отличить на первый взгляд".

При этом российский рынок окон из пластика характеризуется низкой брендированостью , в чем виноваты сами оконщики. Сделав ставку на экзотичность продукта, его представляли в России по бренду производителя профиля: "Rehau", "Окна Века", "КБЕ" и т.д. – российские производители, как правило, перерисовывают немецкие профили. Но в любом случае это бренды производителей профилей, а не самих оконщиков. "И сегодня рынок брендов производителей окон только формируется", – констатирует Ю.Выдманов. Что заметно по возросшей рекламе окон их ПВХ.

Но не поздно ли спохватились производители? Может быть, рынок действительно насытился пластиком. Отметим, производство ПВХ в РФ в последние годы отличалась 100%-ой загруженностью, недостаток пластиковых окон и труб компенсировался их импортом из Китая. Ситуация с падением спроса выглядит более чем странно на фоне продолжающегося строительного бума. Возможно, причиной тому – рост потребления и производства традиционного стекла?

"К 2010г. объемы производства стекла в РФ достигнут уровня 1985г. – 300 млн квадратных метров листового стекла", – заявлял ранее в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" президент "Стеклосоюза России" Виктор Осипов. Видимо, ПВХ вытесняется обычным стеклом – по крайней мере, это объяснение лежит на поверхности. Возможно, это связано с тем, что пластиковые окна плохо зарекомендовали себя в России: все же немецкий профиль не приспособлен к нашим морозам, к тому же вентиляция от фрамуг пластиковых окон чревата постоянными сквозняками. Не говоря уж об их эстетике, которая оставляет желать лучшего (особенно в случае оснащения пластиковыми окнами реставрируемых церквей или особняков).

Не удивительно, что в связи с обострением конкуренции, как со стороны традиционных стекольщиков, так и между собой, "пластиковые оконщики" вынуждены идти на инновации, адаптируя немецкие профили к российским реалиям. Так, делают их как можно ниже по высоте, чтобы световой проем окна был больше, одновременно увеличивая толщину профилей (строительную глубину). Разнообразнее за счет ламинации становится цветовая палитра: до 300 цветов. Только вот "вытянет" ли рынок пластиковых окон 10-12% в 2007г. – остается под вопросом.

Однако коммерческий директор группы компаний ПРОПЛЕКС Александр Голиков считает, что "ежегодный рост рынка ПВХ-окон составлял и составляет от 20 до 35%. И в 2007 году ситуация слабо изменится. По Москве этот показатель будет несколько ниже, однако за счет высокого роста оконного рынка в регионах средний показатель не будет противоречить официальным цифрам статистики".

Кроме того, он отмечает, что стекло никоим образом не может вытеснить с рынка ПВХ, поскольку это - две важнейшие составляющие оконных конструкций. На оконном рынке есть несколько ключевых "фигур": производители ПВХ, производители стеклопакетов, производители фурнитуры и переработчики, т.е. те, кто собирает уже готовые окна. В ПВХ-окнах в качестве светопрозрачной части используется герметичный стеклопакет, который производится в основном из стекла марок М1 и М2 толщиной 4мм. Поэтому, стекло и ПВХ – не только не конкуренты, а союзники на оконном рынке. А. Голиков также рассказал, что весь профиль, производимый в России, уже давно адаптирован к нашему суровому климату, поскольку это является важнейшим аспектом в конкурентной борьбе на рынке.

Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist