Общество, 13 ноя 2013, 01:26

Никакой дыры в Пенсионном фонде нет

Читать в полной версии
Фото: РБК

На следующей неделе в Госдуме начинается рассмотрение в первом чтении пакета пенсионных законопроектов. Некоторые из них вызвали в обществе острую дискуссию. Однако, по мнению председателя правления ПФР АНТОНА ДРОЗДОВА, время для реформы пришло. О том, какие проблемы решат будущие изменения, он рассказал в интервью главному редактору телеканала РБК АНДРЕЮ РЕУТУ и корреспонденту РБК daily ЕКАТЕРИНЕ МЕТЕЛИЦЕ.

Уберите льготы, и дефицита ПФР не будет

— Реформирование пенсионной системы — это всегда очень болезненный для общества процесс. В других странах она десятилетиями существует нетронутой, а у нас правила игры меняются регулярно. Вам не кажется, что мы слишком часто меняем пенсионную систему?

— Все страны меняют пенсионную систему. А особенно страны Восточной Европы, которые переходили из социализма в частные правовые отношения. Систему, которая существовала в советское время, приспособить к современной экономике можно только поэтапно. По сути, каждые десять лет мы совершенствовали нашу пенсионную систему. С момента предыдущей реформы прошло уже десять лет: тогда решение многих вопросов было отложено, а сейчас настало время их рассмотреть.

— Чем же плоха сегодняшняя пенсионная система?

— Она неплохая, и текущая реформа не предполагает существенных изменений. Но есть несколько важных моментов. Во-первых, накопительная пенсионная система была введена более десяти лет назад, однако закон о гарантировании пенсионных накоплений будет принят только сейчас. Во-вторых, назрела необходимость усовершенствования правил регулирования на этом рынке, ведь объем пенсионных накоплений достиг уже 2,5 трлн руб. Кроме того, существует проблема сбалансированности системы: одним участникам предоставлены льготы, расходы на которые покрываются за счет других участников.

— Кроме того, в бюджете Пенсионного фонда по-прежнему дыра. Если учесть, что пенсионеров с каждым годом становится все больше, а работающего населения все меньше, то сможет ли пенсионная реформа переломить эту ситуацию?

— Никакой дыры в Пенсионном фонде нет. Дыра или дефицит — это когда не хватает средств на выплаты по обязательствам. Но у ПФР хватает средств на выплаты по обязательствам. Другое дело, что государство предоставляет некоторым категориям граждан и работодателей льготы, которые покрываются за счет федерального бюджета. Уберите льготы, и дефицита не будет. Часть льгот покрывается за счет целевых трансфертов, а остальные — досрочникам и северянам — объединены в один, который идет на сбалансированность бюджета ПФР. Наша задача — сохранить этот баланс: льготы покрываются за счет федерального бюджета, а остальное — за счет страховых взносов. Ныне работающие платят взносы, которые идут на выплату сегодняшним пенсионерам, так в этом и заключается принцип солидарной системы. Так было и так будет. На этом принципе строятся страховые пенсионные системы большинства стран. Другое дело, что в текущих условиях пенсионная система не может быть чисто солидарной. Должны существовать корпоративные пенсионные системы и добровольная накопительная составляющая. В стратегии долгосрочного развития пенсионной системы есть меры по стимулированию всех компонентов, поэтому полагаю, что мы идем в современном русле развития.

Работать нужно на десять лет дольше

— Давайте поговорим про пенсионную формулу. Пенсионный калькулятор до сих пор обещает фантастическую пенсию — 50 тыс. руб. в месяц. Сколько же нужно работать и зарабатывать, чтобы получать эту сумму?

— Прежде всего я хотел бы отметить, что при конвертации по новой формуле с 1 января 2015 года все, что было заработано и оценено по старым правилам, останется прежним. Здесь действует принцип основного социального закона — не ухудшать приобретенные пенсионные права граждан.

Пенсионные права, заработанные после 1 января 2015 года, будут рассчитываться по новым правилам. Согласно им, если работодатель за вас отчисляет в ПФР сумму взносов с максимальной взносооблагаемой зарплаты, то вам начисляется десять баллов за год. И так каждый год. Когда будет известна стоимость одного балла (она будет ежегодно определяться правительством и публиковаться), можно будет легко посчитать размер своей пенсии, умножив набранное количество баллов на его стоимость. Ваша страховая пенсия будет состоять из этих двух слагаемых: страховой части и фиксированной выплаты к ней, которая существует и сейчас в виде фиксированного базового размера (составляет около 3,6 тыс. руб.). Количество баллов, которые вы набрали за все время, зависит от заработка, стажа и от того, отложили вы выход на пенсию или нет. Максимальное количество дополнительных баллов можно набрать, отложив выход на пенсию на десять лет. Отложив назначение пенсии на пять лет, вы увеличите пенсию почти в полтора раза, на десять лет — более чем вдвое.

— Вы говорите о добровольном увеличении пенсионного возраста, а что скажете об обязательном? В среднем российские мужчины проживают на пенсии всего четыре года. Тем не менее ходят разговоры об увеличении пенсионного возраста. По вашему мнению, нужно это делать?

— У нас есть статистика — в среднем пенсионеры получают пенсию 20 лет и три месяца. Поэтому не все так просто. Дело в том, что 64 года — это средняя продолжительность жизни мужчины с первого года жизни. Но если посмотреть на статистику тех, кто дожил до пенсии, пришел к нам и стал ее получать, то продолжительность жизни мужчин на пенсии составляет более 14 лет. Женщины же живут на пенсии в среднем на десять лет больше мужчин.

Пенсионный возраст никто не собирается повышать: во-первых, потому что, как я уже сказал, продолжительность жизни должна вырасти, а во-вторых, потому что после 60 лет резко увеличивается число граждан с заболеваниями, не позволяющими полноценно трудиться. И еще один момент, из-за которого повышать возраст не стоит, связан с рынком труда. У нас не так много рабочих мест для граждан после 60. Кстати, во Франции при увеличении пенсионного возраста бастовали именно студенты: они считали, что их рабочие места будут заняты пенсионерами.

— Изменит ли пенсионная реформа нагрузку на бизнес? Какими будут страховые тарифы завтра, через пять или десять лет? Сохранится ли уровень в 22%?

— Правительство приняло решение заморозить тарифы на уровне 22%. Все наши расчеты построены исходя из того, что в среднесрочной перспективе этот тариф меняться не будет, а разницу между 26 и 22% компенсирует государство. Более того, при прогнозных расчетах на 40—50 лет мы закладывали, что нагрузка на бизнес увеличиваться не будет.

Регулирование НПФ

— Скажите, насколько существенно изъятые у негосударственных пенсионных фондов накопления за вторую половину 2013 и весь 2014 год повлияют на уменьшение дефицита ПФР?

— Пенсионные накопления за второе полугодие 2013 года так и остаются пенсионными накоплениями, мы их будем инвестировать, доход будем фиксировать на счетах граждан. Эти деньги на бюджет фонда никак не влияют. А вот по 2014 году, как вы знаете, именно на сумму пенсионных накоплений был уменьшен трансферт из федерального бюджета. Это порядка 240 млрд руб. Но это небольшие деньги в масштабах бюджета фонда, здесь вопрос скорее в тактике создания системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений.

— В будущем государство будет управлять пенсионными накоплениями или же это будет исключительно частный бизнес?

— В тех проектах федеральных законов, которые подготовлены, таких радикальных мер, как уход государства, не предлагается.

— В качестве обоснования своего решения «заморозить» накопления за вторую половину 2013 и весь 2014 год правительство приводит довод о том, что институт НПФ сейчас ненадежен и что пришло время это изменить. Скажите, а на ваш взгляд, российская негосударственная пенсионная система устойчива?

— Я полагаю, что вполне устойчива. Негосударственная пенсионная система охватывает сразу две сферы — обязательное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование. Вторая сфера этого бизнеса развивается давно и обособленно: в программах добровольного пенсионного страхования сейчас около 800 млрд руб. и 8 млн человек. Но дело в том, что объем средств из ОПС в негосударственных фондах уже такой же, как и в добровольном сегменте. Это огромные деньги, за которые несет ответственность государство. Текущая реформа в части акционирования фондов и гарантирования сохранности накоплений обусловлена именно этим. Государство должно нивелировать риски. И сделать это нужно сейчас, пока рынок не достиг гигантских размеров. Представьте, через пять лет это может быть уже 5 трлн руб.

Я считаю, что в будущем негосударственная пенсионная система должна развиваться, а государство должно всячески стимулировать вхождение россиян в эту систему. Реализация планов по совершенствованию регулирования деятельности НПФ и создание системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений в ОПС только добавит устойчивости всей системе. При этом регулирование по отдельным направлениям должно стать более гибким, а по другим будет усилено. Что касается порядка назначения накопительной пенсии в системе ОПС, он пока меняться не будет.

— То есть вы считаете, что настоящая реформа не затрагивает всех проблемных мест пенсионной системы?

— Сейчас мы меняем пенсионную формулу в распределительной части, но полагаю, что формула накопительной части пенсии тоже нуждается в доработке. Есть ряд вопросов, которые еще предстоит решить после того, как мы пройдем текущую стадию реформирования.

Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать