Общество, 13 дек 2007, 17:06

Эксперты предрекают подорожание книг на 12-14% ежегодно

Объем российского печатного книжного рынка, по оценкам экспертов, достигает 2 млрд долл. Но расширению рынка способствует не увеличение тиражей, как это было раньше, а рост цен на книги. И это происходит несмотря на то, что за последние три года на рынке наблюдался стабильный рост количества новинок. В минувшем году было выпущено 102 тыс. наименований новых книг.
Читать в полной версии

При этом в России все меньше читают. По данным опроса, проведенного Российской национальной библиотекой, доля россиян, которые не читают книг, возросла с 21% в 1991г. до 37% в 2006г.

На книжном рынке наметилась тенденция по укрупнению игроков. Появились многопрофильные объединения, включающие издательские, книготорговые, полиграфические структуры - АСТ, "Эксмо", "ОЛМО-пресс", "Дрофа", "Просвещение".

Участники рынка подтверждают, что создание многопрофильных холдингов - вынужденная мера в книжном бизнесе. "Поскольку смежные сегменты книгоиздательского рынка слабо развиты, одно время была угроза, что нам негде будет печатать книги. Издательство печатает 90 млн книг в год. В свою очередь были проблемы с розницей (с доставкой товара до потребителя). Но оптимизируя риски, мы получаем эффект синергии, - объяснил в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" генеральный директор издательства "Эксмо" Олег Новиков.

При этом существуют все условия для консолидации книжного рынка. Пять крупных издательств контролируют только 35% рынка, но финансовые возможности компаний ограничены. При существующем сроке оборачиваемости книжной продукции в более 150 дней малые и средние компании пытаются выжить.

Показатель платежеспособности населения определяет особенности работы ретейла в столице и регионах. Если в Москве и Санкт-Петербурге книжный рынок насыщен, на нем конкурируют несколько участников между собой, то в регионах покупательский спрос не оправдывает ожидания ретейлеров. Но если исходить из того, что благосостояние населения в регионах продолжит расти, то через три-четыре года регионы станут интересными для развития книжного бизнеса.

В этом году журнал Sales Business и Rambler.ru провели исследование для книжных ретейлеров, в нем приняли участие более 23 тыс человек. Опрос показал, что будущее за крупными книжными сетями. Большинство респондентов (58,7%) предпочитают покупать книги в больших книжных магазинах, 26,5% покупают там, где придется, 6,6% не покупают, 3,7% покупают в Интернете, 2,7% - в павильонах и киосках у метро, 0,8% - в книжных рядом с кофейнями.

Сегодня основным драйвером рынка является рост цен на книжную продукцию. Как сказал О.Новиков, сегодняшняя цена на книги позволяет обеспечить рост бизнеса на уровне 20% в год. Средний чек по книгам составляет порядка 70 руб. Однако повышение цен неизбежно, потому что книги в России стоят в три-четыре раза дешевле, чем в Европе и США, а материалы, типографские услуги приобретаются по европейским ценам. При этом былая экономия на зарплатах сотрудников и гонорарах авторов уходит в прошлое.

По предварительным оценкам экспертов, в течение пяти лет цены на книги приблизятся к западным. Ожидается, что цены на книги будут ежегодно расти на 12%-14%.

Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Новые торговые войны Трампа: что ждет Канаду и Мексику — The Economist
Pro
Цепочки разорваны, сроки нарушены: наводим порядок в поставках
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Уйти из найма в консалтинг. Как продвигать свою экспертизу: 3 направления
Pro
B2b-клиенты мучаются с заказами. Что они хотят делать онлайн
Pro
Все о Scrum и Agile — за 20 минут: удивительно краткая инструкция