Общество, 14 янв 2015, 00:25

Русские продают

Читать в полной версии
Фото: Bloomberg

Шесть российских торговых компаний попали в список крупнейших мировых ретейлеров, составленный Deloitte: в том числе «Магнит» и X5 Retail Group, местные лидеры, заняли 55-е и 58-е места соответственно. Помешать их дальнейшему росту могут проблемы с привлечением зарубежных инвестиций и обслуживанием долгов, предупреждает Deloitte.

Шестеро в топе

Deloitte опубликовала ежегодное исследование «Мировой сектор розничной торговли 2015», включающий топ-250 мировых ретейлеров. Впервые в этот рейтинг вошли продуктовые «Лента» и «О`кей», также в нем остались «Магнит», X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Дикси» и торгующая бытовой техникой и электроникой «М.Видео».

«Магнит» оказался на 55-м месте с чистой выручкой $18,197 млрд по итогам 2013 года (рейтинг охватывает компании, чей финансовый год завершился до июля 2014-го), X5 ($16,785 млрд) – на 58-м, «Дикси» ($5,628 млрд) – на 166-м, «М.Видео» ($4,657 млрд) – на 192-м, «Лента» ($4,539 млрд) – на 196-м, «О`кей» ($4,330 млрд) – на 206-м. Для сравнения: у бессменного лидера рейтинга – американской Walmart Stores Inc – выручка составляла $476,294.

Все шесть российских ретейлеров входят и в топ-50 быстрорастущих розни​чных компаний мира. Самые высокие темпы роста среди них показала «Дикси»: она заняла 9-е место в этом списке, ее среднегодовое увеличение выручки за 2008–2013 годы составляло 30,2%, подсчитала Deloitte. Год назад отечественный ретейл показывал лучшую скорость: «Дикси» занимала 6-е место среди быстроразвивающихся компаний, в первую десятку входила еще и X5.

Доллар не обогнать

В следующем году положение отечественных ретейлеров в рейтинге может измениться не в лучшую сторону: учитывая девальвацию рубля, их долларовая выручка, вероятно, не только не вырастет, но даже сократится. Официальный курс доллара, устанавливаемый ЦБ, за год увеличился на 72,3% – с 32,7 до 56,3 руб.

«Магнит» уже сообщил, что его чистая выручка в долларах в четвертом квартале 2014-го сократилась на 6,92%, примерно до $4,65 млрд, в сравнении с последним кварталом предыдущего года – это произошло впервые с 2009-го. Хотя по итогам всего года выручка подросла – на 9,1%, до $19,85 млрд, этот рост не может считаться значительным: из отчета Deloitte следует, что за 2008–2013 годы «Магнит» рос в среднем на 27,9% в год. При этом в рублях годовые продажи компании увеличились на 31,6%, а квартальные в конце 2014-го – даже на 35,7%. Замдиректора «Магнита» по работе с инвесторами Дина Свищева пояснила, что на динамику повлияло исключительно ослабление рубля.

Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева отмечала, что «Магнит» устанавливает целевые показатели в рублях, они были исполнены, поэтому инвесторы не в претензии.

Иностранные сети, работающие в России, также обеспокоены. Немецкая Metro Group сообщила, что ее выручка в первом квартале 2014/15 финансового года сократилась на 2,2%, до €18 млрд, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и причина снижения – девальвация рубля и украинской гривны.

Продажи только в России компания не раскрывает, отмечая лишь, что в рублях она зафиксировала двузначный рост, но выручка в евро сократилась из-за девальвации.

Осторожные прогнозы

На начавшийся год российские ретейлеры пока не давали негативных прогнозов. Представитель «Дикси» Екатерина Куманина сообщила, что компания не снижала прогноза, озвученного в декабре, – выручка в рублях по итогам 2015-го должна увеличиться на 20–25%. X5 Retail Group ждет роста рублевых продаж по 2014 году на 17–19%, плана на 2015-й пока нет. В конце ноября глава «М.Видео» Александр Тынкован сообщил, что один из базовых сценариев, который компания рассматривает на 2015 год, – минимальная прибыль, других прогнозов ретейлер не делал.

Конфликт России с Украиной, который привел к введению санкций со стороны ЕС и США и ограничению продуктового импорта с российской стороны, негативно влияет как на российскую, так и на европейскую экономику, пишет Deloitte. Эксперты компании опасаются, что часть крупных российских компаний будет испытывать затруднение в обслуживании долгов из-за ограничений по привлечению зарубежных инвестиций. «Инвестируя в развитие, «Дикси» традиционно опирается на собственные средства», – возражает Куманина.

«Риски, связанные с волатильностью рубля, ретейлерам стали понятны еще в первом квартале 2014 года, поэтому имевшиеся валютные кредиты они успели хеджировать», – утверждает генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Сети занимают у российских банков, которые пока готовы предоставлять им неплохие условия, добавляет он, хотя соглашается, что самим банкам будет не хватать западного финансирования.

Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис