Общество, 14 фев 2013, 01:04

Рынок растет на понтах

Читать в полной версии
Фото: nokia.com

В 2012 году россияне приобрели мобильных телефонов на 199 млрд руб., что на 14% больше, чем годом ранее. На фоне снижения спроса на дешевые модели растут доходы ритейлеров от продаж смарт­фонов. Каждый пятый телефон, приобретенный в России, стоит больше 6 тыс. руб. Nokia уступила лидерство, на первом месте — Samsung.

По данным «Евросети», в 2012 году сотовые ритейлеры продали 42 млн телефонов и смартфонов, что на 5,8% больше, чем в 2011 году. Этот сегмент принес продавцам 199,1 млрд руб., что составило 41% выручки. В 2011 году на смартфоны и телефоны пришлось 43% доходов.

За 2012 год ритейлеры реализовали 29,2 млн бюджетных сотовых телефонов (устройства без операционной системы) и 12,8 млн смартфонов (в 2011 году — 32,1 млн и 7,5 млн соответственно). Доходы от продаж телефонов составили 13% в общей выручке, смартфоны принесли 28%.

Каждый пятый телефон, приобретенный в России, стоит больше 6 тыс. руб. Средняя стоимость бюджетного телефона составляет 2,2 тыс. руб., смартфона — 10,5 тыс. руб. Наиболее заметно увеличились средние цены на устройства LG — 69%, при этом смартфоны Apple, наоборот, подешевели на 7%.

Изменилась расстановка в лидирующей группе вендоров сегмента. В 2012 году около трети всех устройств, приобретенных в России, произведены Nokia. Однако это не позволило финнам удержать лидерство. Nokia уступила первое место Samsung, потеряв 6,6 п.п. в количестве и 14,8 п.п. в деньгах (доля устройств Nokia составила 32,4% от совокупного количества смартфонов и телефонов, или 23,5% в выручке ритейлеров по сегменту). Samsung подрос в количественном отношении незначительно, зато прибавил финансово (6,5%).

Тройку лидеров по доле выручки замыкает Apple. Продукция Стива Джобса продается в небольших количествах (менее 2%), но приносит ритейлерам 10,8% выручки в товарной группе (рост на 3,5% к показателям 2011 года). В количественном отношении неплохо подросли продажи Fly (7,2%, что позволило производителю войти в тройку лидеров по количеству продаж).

На рынке смартфонов тренд проявляется еще более явно — здесь доля Nokia упала почти вдвое, составив 21% от всех проданных устройств (в прошлом году — 40%). Samsung прирос на 9%, до 42% от всех приобретенных смартфонов.

В «Евросети» ослабление позиций Nokia связывают с неверным выбором операционной системы. «Есть такое слово — Android, и, к сожалению, в лексиконе Nokia оно отсутствует», — заявил РБК daily глава департамента закупок «Евросети» Алексей Широков.

Впервые с 2009 года отмечается позитивная динамика для устройств на базе операционных систем Windows. В 2012 году их доля составила 5% в количественном выражении, 6% — в денежном (в 2011 году — 2 и 3% соответственно).

Эксперты рынка подтверждают, что тягаться с Android в среднем и нижнем ценовом сегменте пока невозможно, однако они не сбрасывают со счетов перспективы устройств на базе ОС Windows. «Несмотря на относительную дороговизну для покупателя, Windows Phone — одна из самых перспективных мобильных платформ. Особенно учитывая поддер­жку такого монстра, как Microsoft. Так что рост продаж неудивителен: к платформе изначально был большой интерес», — рассказал руководитель проекта Nomobile.ru Николай Турубар.

Ранее рынок телефонов и смартфонов оценили в «Связном». По данным компании, объем рынка составил 195 млрд руб., что на 18% больше предыдущего года. Аналитики «Связного» считают, что доля смартфонов в выручке ритейлеров составляет 67%.

Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья