Обеспеченность жильем у нас в три раза ниже, чем в Европе
В прошлом году ГК «СУ-155» инвестировала в развитие своего промышленного блока 1 млрд руб. В 2013 году этот объем планируется увеличить в три-четыре раза. Уже сейчас компания на 75% обеспечивает себя стройматериалами, однако к снижению стоимости жилья это не приводит. Какие факторы влияют на конечную цену квадратных метров, в интервью корреспонденту РБК daily АЛЕКСЕЮ ПАСТУШИНУ рассказал первый заместитель гендиректора и руководитель промышленного блока СУ-155 ВЛАДИМИР ТКАЧ.
И СЕБЕ, И ЛЮДЯМ
— Насколько я знаю, практически все необходимое для строительства домов ГК «СУ-155» производит самостоятельно. Какие направления промышленного производства развивает группа сегодня?
— Прежде всего это промышленность строительных материалов, в том числе производство железобетонных изделий, кирпича и плитки. Кроме того, реализован полный цикл деревообработки — от лесозаготовки до производства оконной и дверной «столярки».
Второе мощное направление — машиностроение, которое представлено четырьмя заводами. Полную интеграцию производственного и строительного направлений дополняет нерудная промышленность. В составе этого направления — пять карьеров, которые 75% продукции производят для внешних потребителей.
Есть также различные направления, связанные с производством продукции, используемой в строительстве домов. Например, электрощитовая продукция или продукция, связанная с обогревом.
По большому счету для строительства панельных домов сегмента эконом-класса, в котором мы в основном работаем, мы пока покупаем на рынке только цемент и металл. Все остальное производится в рамках промышленности СУ-155.
— В каких регионах сосредоточена промышленная база группы?
— Наиболее масштабно мы представлены в Центральном округе: в девяти из 17 регионов, входящих в его состав, есть наши производства. Здесь же расположены и все наши карьеры, поскольку именно в Центральном регионе строительные проекты группы представлены наиболее полно.
Кроме того, промышленные активы расположены в Северо-Западном и Приволжском округах. С 2011 года в составе нашей компании — кирпичное производство в Сибири. А выпуск керамической плитки осуществляет наш завод в Латвии.
— Если посмотреть в целом по группе, какой процент продукции продается на внешнем рынке, какой идет для удовлетворения собственных нужд?
— Объем годовой реализации всего промышленного блока группы равен 34,3 млрд руб. Из них около 25% продукции мы продаем на рынке, а 75% потребляем внутри группы. Но в разных товарных категориях доля отличается. Например, 90% железобетона используется нами для собственного строительства, щебня — 25—30%, все зависит от года. Машиностроение — 50% на 50%. Кроме того, сами мы потребляем 60% объема производимого кирпича и 99% керамической плитки. Продукция деревообрабатывающего направления востребована нами на все 100%.
— Какова рентабельность промышленного блока СУ-155?
— В промышленности строительных материалов доходность достаточно низкая. Так во всем мире. Например, рентабельность предприятия железобетонной промышленности в 3—5% считается средним показателем. В других отраслях, например деревообработке, нерудных материалах, рентабельность достигает иногда 8—10%.
— Как сильно вырос объем производства в сравнении с докризисным периодом?
— 34,3 млрд руб. — это приблизительно на 30% больше, чем мы делали в докризисный период, то есть в 2008—2009 годах. В сравнении с прошлым годом темпы роста у нас составили 47%.
— Как изменилась стоимость стройматериалов в последний год?
— Стоимость ЖБИ понизилась на 3—4%, столярных изделий — на 10%. Стоимость специальных работ по вентилируемым фасадам, которые мы производим, упала на 14%. Это связано с теми процессами, которые происходят не только в мировой экономике, но и локально в России. Также понизилась стоимость цемента и металла.
Но выросли цены в энергетике. При этом составляющая энергетических затрат в себестоимости строительства жилья повышается. Также в этом году значительно увеличилась цена на продукцию химической промышленности. Это полипропилен, ПНД, полистирол и т.д., то есть сырьевая составляющая. Если говорить о дереве и керамической продукции, то цена стабильна.
— А что с ценами на цемент?
— Если мы недавно покупали цемент за 4,2 тыс. руб. за тонну, сейчас уже за 3,1 тыс. руб. Я думаю, что в 2013 году даже в сезон цемент можно будет покупать по 3,2—3,4 тыс. руб. Хотя резервы для снижения цен по цементу, мне кажется, есть.
— Сколько он должен стоить?
— Реально при развитии конкуренции, при развитии рынка — около 2,5 тыс. руб. за тонну.
КАЖДОМУ ПО МЕТРУ
— Как в результате изменилась себестоимость жилья?
— Себестоимость жилья определяется не только продукцией промышленности, она определяется многими составляющими. Прежде всего это затраты на подключение к сетям. Если мы понижаем, например, стоимость наших изделий, а подключение, выполнение инженерных работ повышается, то стоимость жилья стоит на месте.
— Есть ли у вас планы по выходу в новые области промышленного производства?
— Как я говорил, у нас есть определенная зависимость от рынка в виде цемента, металла и арматурной стали. Поэтому мы рассматриваем возможность участия СУ-155 в производстве в том числе и этих материалов.
— Бывает ли, что выход в какой-либо регион затруднителен для СУ-155 из-за чрезмерной конкуренции?
— Я не знаю таких регионов, где была бы столь высокая конкуренция, потому что потребность в жилье в сегменте эконом-класса достаточно велика по всей стране. Чтобы поднять норму обеспеченности жильем, на каждого жителя России нужно строить 0,8—1 кв. м жилой площади в год — это 100—140 млн кв. м. В сравнении с Европой обеспеченность жильем у нас ниже в три раза, а с Америкой — в четыре. Сейчас по всей стране у нас строится 65,2 млн кв. м в год, и это с учетом дачного домостроения. Полноценного же жилья в России строится где-то 30—40 млн кв. м.
Каких-либо административных барьеров мы не встречаем. Наоборот, нас приглашают различные регионы, чтобы мы приняли участие в местных программах строительства жилья. Все понимают, что с приходом крупного игрока строительный рынок и смежные отрасли оживляются. Это на руку всем. В перспективе и с вводом новых мощностей мы планируем вновь выйти на объем сдачи жилья в 1,5 млн кв. м.
— Сколько предприятий группа открыла в этом году и сколько планирует в будущем?
— К открытым я бы отнес и те заводы, которые были реконструированы. В 2012 году мы запустили завод по производству мелкоштучных изделий — бортовой камень, тротуарная плитка — на территории Белостолбовского завода. Открыли завод по производству сухих смесей на территории Домодедовского завода. Реконструирована площадка №2 на территории Тульского завода крупнопанельного домостроения.
На 2013 год еще более знаковые планы. Реконструкция запланирована на трех из четырех машиностроительных заводов.
Кроме того, планируем осуществить коренную, 100-процентную реконструкцию Клинского железобетонного завода, чтобы иметь возможность производить высококлассный литой бетон.
Регионы мы также не намерены забывать: в планах — реконструкция с целью освоения производства новых серий домов на нижегородском и брянском железобетонных заводах... Планов очень много.
— А денег на их реализацию запланировано достаточно?
— В 2012 году мы инвестировали в развитие промышленности около 1 млрд руб. В наступившем планируем увеличить эту цифру как минимум в три-четыре раза. Более 70% средств — собственные, остальное доберем за счет использования лизинговых схем и заемных средств.
— У СУ-155 есть несколько предприятий на территории Москвы. Какой видится их судьба с учетом тенденции по переводу предприятий за пределы столицы с целью редевелопмента промышленных территорий?
— В столице мы владеем двумя крупными и эффективными предприятиями по производству железобетонных изделий и строительных материалов. Вопрос их перемещения прорабатывается с учетом вектора политики, которую в этом вопросе проводят власти Москвы. Полагаю, это перспектива нескольких ближайших лет.
— Какая законодательная поддержка сегодня требуется строительному рынку?
— Это целый ряд мер, которые обсуждаются на всех совещаниях, но реального продвижения мало. Это и лицензии, и земля, и инфраструктура, и коммунальные услуги. Необходимы в том числе различные льготы для привлечения и стимулирования инвестиций. Прибыль, направленная на инвестиции, облагается налогом наряду с прибылью, направленной на любые иные цели, а это неверно.
Сильна также проблема повышения цен на энергоносители — в этом году оно составило 16—18% в разных регионах, газ подорожал на 14—16%.
Если государство планирует создавать условия для строителей, то весь комплекс вопросов должен быть рассмотрен и переложен на конкретные шаги.