Общество, 14 фев 2013, 01:05

Обеспеченность жильем у нас в три раза ниже, чем в Европе

Читать в полной версии
Фото: РБК

В прошлом году ГК «СУ-155» инвестировала в развитие своего промышленного блока 1 млрд руб. В 2013 году этот объем планируется увеличить в три-четыре раза. Уже сейчас компания на 75% обеспечивает себя стройматериалами, однако к снижению стоимости жилья это не приводит. Какие факторы влияют на конечную цену квадратных метров, в интервью корреспонденту РБК daily АЛЕКСЕЮ ПАСТУШИНУ рассказал первый заместитель гендиректора и руководитель промышленного блока СУ-155 ВЛАДИМИР ТКАЧ.

И СЕБЕ, И ЛЮДЯМ

— Насколько я знаю, практически все необходимое для строительства домов ГК «СУ-155» производит самостоятельно. Какие направления промышленного производства развивает группа сегодня?

— Прежде всего это промышленность строительных материалов, в том числе производство железобетонных изделий, кирпича и плитки. Кроме того, реализован полный цикл деревообработки — от лесозаготовки до производства оконной и дверной «столярки».

Второе мощное направление — машиностроение, которое представлено четырьмя заводами. Полную интеграцию производственного и строительного направлений дополняет нерудная промышленность. В составе этого направления — пять карьеров, которые 75% продукции производят для внешних потребителей.

Есть также различные направления, связанные с производством продукции, используемой в строительстве домов. Например, электрощитовая продукция или продукция, связанная с обогревом.

По большому счету для строительства панельных домов сегмента эконом-класса, в котором мы в основном работаем, мы пока покупаем на рынке только цемент и металл. Все остальное производится в рамках промышленности СУ-155.

— В каких регионах сосредоточена промышленная база группы?

— Наиболее масштабно мы представлены в Центральном округе: в девяти из 17 регионов, входящих в его состав, есть наши производства. Здесь же расположены и все наши карьеры, поскольку именно в Центральном регионе строительные проекты группы представлены наиболее полно.

Кроме того, промышленные активы расположены в Северо-Западном и Приволжском округах. С 2011 года в составе нашей компании — кирпичное производство в Сибири. А выпуск керамической плитки осуществляет наш завод в Латвии.

— Если посмотреть в целом по группе, какой процент продукции продается на внешнем рынке, какой идет для удовлетворения собст­венных нужд?

— Объем годовой реализации всего промышленного блока группы равен 34,3 млрд руб. Из них около 25% продукции мы продаем на рынке, а 75% потребляем внутри группы. Но в разных товарных категориях доля отличается. Например, 90% железобетона используется нами для собственного строительства, щебня — 25—30%, все зависит от года. Машиностроение — 50% на 50%. Кроме того, сами мы потребляем 60% объема производимого кирпича и 99% керамической плитки. Про­дукция деревообрабатывающего на­правления востребована нами на все 100%.

— Какова рентабельность промышленного блока СУ-155?

— В промышленности строительных материалов доходность достаточно низкая. Так во всем мире. Например, рентабельность предприятия железобетонной промышленности в 3—5% считается средним показателем. В других отраслях, например деревообработке, нерудных материалах, рентабельность дости­гает иногда 8—10%.

— Как сильно вырос объем производства в сравнении с докризисным периодом?

— 34,3 млрд руб. — это приблизительно на 30% больше, чем мы делали в докризисный период, то есть в 2008—2009 годах. В сравнении с прошлым годом темпы роста у нас составили 47%.

— Как изменилась стоимость стройматериалов в последний год?

— Стоимость ЖБИ понизилась на 3—4%, столярных изделий — на 10%. Стоимость специальных работ по вентилируемым фасадам, которые мы производим, упала на 14%. Это связано с теми процес­сами, которые происходят не только в мировой экономике, но и локально в России. Также понизилась стоимость цемента и металла.

Но выросли цены в энергетике. При этом составляющая энергетических затрат в себестоимости строительства жилья повышается. Также в этом году значительно увеличилась цена на продукцию химической промышленности. Это полипропилен, ПНД, полистирол и т.д., то есть сырьевая составляющая. Если говорить о дереве и керамической продукции, то цена стабильна.

— А что с ценами на цемент?

— Если мы недавно покупали цемент за 4,2 тыс. руб. за тонну, сейчас уже за 3,1 тыс. руб. Я думаю, что в 2013 году даже в сезон цемент можно будет покупать по 3,2—3,4 тыс. руб. Хотя резервы для снижения цен по цементу, мне кажется, есть.

— Сколько он должен стоить?

— Реально при развитии конкуренции, при развитии рынка — около 2,5 тыс. руб. за тонну.

КАЖДОМУ ПО МЕТРУ

— Как в результате изменилась себестоимость жилья?

— Себестоимость жилья определяется не только продукцией промышленности, она определяется многими составляющими. Прежде всего это затраты на подключение к сетям. Если мы понижаем, например, стоимость наших изделий, а подключение, выполнение инженерных работ повышается, то стоимость жилья стоит на месте.

— Есть ли у вас планы по выходу в новые области промышленного производства?

— Как я говорил, у нас есть определенная зависимость от рынка в виде цемента, металла и арматурной стали. Поэтому мы рассматриваем возможность участия СУ-155 в производстве в том числе и этих материалов.

— Бывает ли, что выход в какой-либо регион затруднителен для СУ-155 из-за чрезмерной конкуренции?

— Я не знаю таких регионов, где была бы столь высокая конкуренция, потому что потребность в жилье в сегменте эконом-класса достаточно велика по всей стране. Чтобы поднять норму обеспеченности жильем, на каждого жителя России нужно строить 0,8—1 кв. м жилой площади в год — это 100—140 млн кв. м. В сравнении с Европой обеспеченность жильем у нас ниже в три раза, а с Америкой — в четыре. Сейчас по всей стране у нас строится 65,2 млн кв. м в год, и это с учетом дачного домостроения. Полноценного же жилья в России строится где-то 30—40 млн кв. м.

Каких-либо административных барьеров мы не встречаем. Наоборот, нас приглашают различные регионы, чтобы мы приняли участие в местных программах строительства жилья. Все понимают, что с приходом крупного игрока строительный рынок и смежные отрасли оживляются. Это на руку всем. В перспективе и с вводом новых мощностей мы планируем вновь выйти на объем сдачи жилья в 1,5 млн кв. м.

— Сколько предприятий группа открыла в этом году и сколько планирует в будущем?

— К открытым я бы отнес и те заводы, которые были реконструированы. В 2012 году мы запустили завод по производству мелкоштучных изделий — бортовой камень, тротуарная плитка — на территории Белостолбовского завода. Открыли завод по производству сухих смесей на территории Домодедовского завода. Реконструирована площадка №2 на территории Тульского завода крупнопанельного домостроения.

На 2013 год еще более знаковые планы. Реконструкция запланирована на трех из четырех машиностроительных заводов.

Кроме того, планируем осуществить коренную, 100-процентную реконструкцию Клинского железобетонного завода, чтобы иметь возможность производить высококлассный литой бетон.

Регионы мы также не намерены забывать: в планах — реконструкция с целью освоения производ­ства новых серий домов на нижегородском и брянском железобетонных заводах... Планов очень много.

— А денег на их реализацию запланировано достаточно?

— В 2012 году мы инвестировали в развитие промышленности около 1 млрд руб. В наступившем планируем увеличить эту цифру как минимум в три-четыре раза. Более 70% средств — собственные, остальное доберем за счет использования лизинговых схем и заемных средств.

— У СУ-155 есть несколько предприятий на территории Москвы. Какой видится их судьба с учетом тенденции по переводу предприятий за пределы столицы с целью редевелопмента промышленных территорий?

— В столице мы владеем двумя крупными и эффективными предприятиями по производству железобетонных изделий и строительных материалов. Вопрос их перемещения прорабатывается с учетом вектора политики, которую в этом вопросе проводят власти Москвы. Полагаю, это перспектива нескольких ближайших лет.

— Какая законодательная поддержка сегодня требуется строительному рынку?

— Это целый ряд мер, которые обсуждаются на всех совещаниях, но реального продвижения мало. Это и лицензии, и земля, и инфраструктура, и коммунальные услуги. Необходимы в том числе различные льготы для привлечения и стимулирования инвестиций. Прибыль, направленная на инвестиции, облагается налогом наряду с прибылью, направленной на любые иные цели, а это неверно.

Сильна также проблема повышения цен на энергоносители — в этом году оно составило 16—18% в разных регионах, газ подорожал на 14—16%.

Если государство планирует создавать условия для строителей, то весь комплекс вопросов должен быть рассмотрен и переложен на конкретные шаги.

Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Кремниевая долина в упадке. Вся надежда на эти 3 технологии
Pro
США проспали становление Китая. Что угрожает американской экономике
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
Как зашифровать личные блокноты и заметки: три сервиса
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций